Сплетни в коллективе

14.11.2019
09:38
Аптекарь (А): Светлана Юрьевна, сплетни периодически возникают практически в каждом рабочем коллективе. Но люди реагируют на них по-разному: кто-то переживает, кто-то нет, а некоторые даже радуются, что стали центром внимания. Почему это происходит?

Светлана Захарова (С.З.): Реакция людей на сплетни определяется типом личности человека. Люди демонстративного типа любят быть в центре внимания, поэтому любые сплетни о себе они воспринимают с удовольствием. Такие сотрудники всячески стремятся к тому, чтобы о них судачили коллеги, поэтому зачастую сами провоцируют сплетни, рассказывая о себе что-нибудь экстраординарное или даже неприличное.

Но такие личности встречаются нечасто – большинство людей реагируют на сплетни негативно. Это второй тип, который условно можно разделить на 2 группы. Первая группа – люди обидчивые и педантичные. Если такие сотрудники становятся объектом сплетен, они начинают изводить себя неприятными мыслями, сердятся на коллег и подолгу не могут «отключиться» от нега­тива. Сплетни могут вызвать у них целый спектр разрушительных эмоций: обиду, гнев и даже агрессию. Вторая группа – люди тревожного типа, которых отличает заниженная самооценка и неуверенность в себе. Узнав, что о них сплетничают, такие сотрудники начинают так сильно переживать, что могут довести себя до нервного срыва.

Для третьего типа характерен полный иммунитет к сплетням. Такие люди отличаются не только сильным характером и уверенностью в себе, но и умением правильно реагировать на сплетников. Но если сильным характером может похвастаться не каждый работник, то научиться правильно реагировать на сплетни могут все.

А: Откуда берутся сплетни в рабочем коллективе и можно ли избежать их появления?

С.З.: Если в коллективе возникают сплетни, то винить в них какого-то одного сотрудника будет ошибкой. В распространении сплетен всегда принимают участие несколько человек, а иногда и весь коллектив: кто-то что-то сказал, другой передал дальше, третий добавил свое мнение и т.д. Поэтому борьбу со сплетнями каждый должен начинать с себя: не обсуждать коллег, особенно за их спиной. Но есть и еще один аспект. Практика показывает, что сплетни и интриги процветают в тех трудовых коллективах, где у работников слишком много свободного времени. Если все сотрудники загружены работой, у них не остается времени на сплетни.

А: Что делать, если офисные сплетни все-таки появляются?

С.З.: В этом случае нужно выбрать правильную стратегию поведения по отношению к сплетням. Она может быть разной.

  1. Не обращать на них внимания. Если сплетни не угрожают вашей деловой репутации, не стоит тратить на них свои нервы. Если коллеги начнут вовлекать вас в процесс обсуждения чьей-то личности, скажите им, что вам это не интересно.
  2. Бороться. Это не значит – оправдываться. Для начала постарайтесь не давать повода к обсуждению вашего поведения: не откровенничайте с коллегами, не говорите по телефону по личным делам в их присутствии и, конечно, не обсуждайте поведение других сотрудников за их спиной.
  3. Участвовать. Такой вариант больше подходит для карьеристов, но даже им следует участвовать далеко не во всех офисных сплетнях или интригах. Карьеристы зачастую и сами распускают слухи, которые могут быть им полезны. Например, слух о том, что ценный сотрудник собирается перейти в другую компанию, может привести к повышению его зарплаты.

А: Как себя вести сотруднику, который стал объектом сплетен?

С.З.: Прежде всего нужно вспомнить, что существует 3 вида сплетен:

  • сплетни придуманные (т.е. полная ложь, сочиненная с целью очернить или «подставить» человека);
  • сплетни, искажающие реальность (которые раскрывают реальный факт, но представляют его с негативной стороны и раздувают его значимость, добавляя несуществующие подробности);
  • сплетни реальные (те факты, которые человек тщательно скрывал, но они все-таки стали известны).

Столкнувшись со сплетнями в свой адрес, постарайтесь разобраться в том, что в них правда, а что ложь. Поняв это, вы сможете лучше управлять своими эмоциями и не будете слишком остро реагировать на откровенную ложь или бессовестное искажение фактов.

Но даже самому разумному и уравновешенному человеку может быть трудно сохранять спокойствие и нейтралитет, если он становится объектом сплетен. Противостоять сплетням помогут следующие советы.

Совет 1. Не позволяйте сплетням испортить вам жизнь.

Постарайтесь вести себя, как обычно, ни в коем случае не показывайте коллегам свою обиду, тем более если вам стыдно за то, о чем они говорят. Найдите в себе силы игнорировать сплетни и не демонстрировать коллегам своих негативных эмоций – в этом случае интерес сплетничать про вас угаснет быстрее.

Совет 2. Постарайтесь понять, почему вы стали объектом сплетен.

Появление сплетен может быть сигналом, что вы что-то делаете не так, как принято в данном коллективе. Проанализируйте свое поведение и свои поступки и попытайтесь выяснить, что именно вызвало недовольство или возмущение коллег и стало поводом злословия в ваш адрес. Важно понять истинную причину происходящего – это поможет вам скорректировать свое поведение и в будущем не давать повода для сплетен. Помните, что сплетни могут также распространяться с целью испортить вашу карьеру или деловую репутацию. В этом случае постарайтесь понять, кому это выгодно: предупрежден – значит вооружен. Но какие бы выводы о происхождении сплетен вы не сделали, они должны остаться исключительно «для вашего личного пользования» – делиться своими догадками с коллегами не следует.

Совет 3: Не отрицайте, не объясняйте и не оправдывайтесь.

Если вы стали объектом сплетен, не следует оправдываться, защищаться или мстить – это неэффективно. Если вы начнете объяснять сплетникам свои поступки или попытаетесь каким-то иным способом вызвать у них сочувствие и понимание, вы только «подольете масла в огонь». Иногда полезно не только не отрицать того, что о вас говорят, а согласиться с этим, тем самым лишив сплетников повода сплетничать дальше.

Совет 4. Поработайте над самооценкой.

Причиной слишком болезненной реакции на сплетни может быть неуверенность в себе или заниженная самооценка. Устранить эту проблему поможет специальный тренинг по саморазвитию или консультация психолога.

Поработав над собой, вы станете менее уязвимы для офисных сплетен.

А: Как себя вести, чтобы не стать объектом сплетен?

С.З.: Чтобы сплетен стало меньше, не принимайте в них участие даже если они касаются не вас. Возьмите за правило никогда не говорить о людях за глаза то, что вы не сможете повторить им в лицо. Если сотрудник становится объектом сплетен, это сигнализирует о его плохих отношениях с коллегами. Ведите себя с коллегами дружелюбно и приветливо, интересуйтесь их мнением по разным вопросам, поддерживайте их и по возможности помогайте им. Не следует жаловаться коллегам на семейные проблемы, хвастаться покупками и посвящать их в ваши личные дела – даже при хороших рабочих отношениях ваши откровения могут когда-нибудь обернуться против вас. Но самое главное – не распространяйте сплетни сами и не потакайте сплетникам!

Нет комментариев

Комментариев: 0

Вы не можете оставлять комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.