Сплетни в коллективе
Светлана Захарова (С.З.): Реакция людей на сплетни определяется типом личности человека. Люди демонстративного типа любят быть в центре внимания, поэтому любые сплетни о себе они воспринимают с удовольствием. Такие сотрудники всячески стремятся к тому, чтобы о них судачили коллеги, поэтому зачастую сами провоцируют сплетни, рассказывая о себе что-нибудь экстраординарное или даже неприличное.
Но такие личности встречаются нечасто – большинство людей реагируют на сплетни негативно. Это второй тип, который условно можно разделить на 2 группы. Первая группа – люди обидчивые и педантичные. Если такие сотрудники становятся объектом сплетен, они начинают изводить себя неприятными мыслями, сердятся на коллег и подолгу не могут «отключиться» от негатива. Сплетни могут вызвать у них целый спектр разрушительных эмоций: обиду, гнев и даже агрессию. Вторая группа – люди тревожного типа, которых отличает заниженная самооценка и неуверенность в себе. Узнав, что о них сплетничают, такие сотрудники начинают так сильно переживать, что могут довести себя до нервного срыва.
Для третьего типа характерен полный иммунитет к сплетням. Такие люди отличаются не только сильным характером и уверенностью в себе, но и умением правильно реагировать на сплетников. Но если сильным характером может похвастаться не каждый работник, то научиться правильно реагировать на сплетни могут все.
А: Откуда берутся сплетни в рабочем коллективе и можно ли избежать их появления?
С.З.: Если в коллективе возникают сплетни, то винить в них какого-то одного сотрудника будет ошибкой. В распространении сплетен всегда принимают участие несколько человек, а иногда и весь коллектив: кто-то что-то сказал, другой передал дальше, третий добавил свое мнение и т.д. Поэтому борьбу со сплетнями каждый должен начинать с себя: не обсуждать коллег, особенно за их спиной. Но есть и еще один аспект. Практика показывает, что сплетни и интриги процветают в тех трудовых коллективах, где у работников слишком много свободного времени. Если все сотрудники загружены работой, у них не остается времени на сплетни.
А: Что делать, если офисные сплетни все-таки появляются?
С.З.: В этом случае нужно выбрать правильную стратегию поведения по отношению к сплетням. Она может быть разной.
- Не обращать на них внимания. Если сплетни не угрожают вашей деловой репутации, не стоит тратить на них свои нервы. Если коллеги начнут вовлекать вас в процесс обсуждения чьей-то личности, скажите им, что вам это не интересно.
- Бороться. Это не значит – оправдываться. Для начала постарайтесь не давать повода к обсуждению вашего поведения: не откровенничайте с коллегами, не говорите по телефону по личным делам в их присутствии и, конечно, не обсуждайте поведение других сотрудников за их спиной.
- Участвовать. Такой вариант больше подходит для карьеристов, но даже им следует участвовать далеко не во всех офисных сплетнях или интригах. Карьеристы зачастую и сами распускают слухи, которые могут быть им полезны. Например, слух о том, что ценный сотрудник собирается перейти в другую компанию, может привести к повышению его зарплаты.
А: Как себя вести сотруднику, который стал объектом сплетен?
С.З.: Прежде всего нужно вспомнить, что существует 3 вида сплетен:
- сплетни придуманные (т.е. полная ложь, сочиненная с целью очернить или «подставить» человека);
- сплетни, искажающие реальность (которые раскрывают реальный факт, но представляют его с негативной стороны и раздувают его значимость, добавляя несуществующие подробности);
- сплетни реальные (те факты, которые человек тщательно скрывал, но они все-таки стали известны).
Столкнувшись со сплетнями в свой адрес, постарайтесь разобраться в том, что в них правда, а что ложь. Поняв это, вы сможете лучше управлять своими эмоциями и не будете слишком остро реагировать на откровенную ложь или бессовестное искажение фактов.
Но даже самому разумному и уравновешенному человеку может быть трудно сохранять спокойствие и нейтралитет, если он становится объектом сплетен. Противостоять сплетням помогут следующие советы.
Совет 1. Не позволяйте сплетням испортить вам жизнь.
Постарайтесь вести себя, как обычно, ни в коем случае не показывайте коллегам свою обиду, тем более если вам стыдно за то, о чем они говорят. Найдите в себе силы игнорировать сплетни и не демонстрировать коллегам своих негативных эмоций – в этом случае интерес сплетничать про вас угаснет быстрее.
Совет 2. Постарайтесь понять, почему вы стали объектом сплетен.
Появление сплетен может быть сигналом, что вы что-то делаете не так, как принято в данном коллективе. Проанализируйте свое поведение и свои поступки и попытайтесь выяснить, что именно вызвало недовольство или возмущение коллег и стало поводом злословия в ваш адрес. Важно понять истинную причину происходящего – это поможет вам скорректировать свое поведение и в будущем не давать повода для сплетен. Помните, что сплетни могут также распространяться с целью испортить вашу карьеру или деловую репутацию. В этом случае постарайтесь понять, кому это выгодно: предупрежден – значит вооружен. Но какие бы выводы о происхождении сплетен вы не сделали, они должны остаться исключительно «для вашего личного пользования» – делиться своими догадками с коллегами не следует.
Совет 3: Не отрицайте, не объясняйте и не оправдывайтесь.
Если вы стали объектом сплетен, не следует оправдываться, защищаться или мстить – это неэффективно. Если вы начнете объяснять сплетникам свои поступки или попытаетесь каким-то иным способом вызвать у них сочувствие и понимание, вы только «подольете масла в огонь». Иногда полезно не только не отрицать того, что о вас говорят, а согласиться с этим, тем самым лишив сплетников повода сплетничать дальше.
Совет 4. Поработайте над самооценкой.
Причиной слишком болезненной реакции на сплетни может быть неуверенность в себе или заниженная самооценка. Устранить эту проблему поможет специальный тренинг по саморазвитию или консультация психолога.
Поработав над собой, вы станете менее уязвимы для офисных сплетен.
А: Как себя вести, чтобы не стать объектом сплетен?
С.З.: Чтобы сплетен стало меньше, не принимайте в них участие даже если они касаются не вас. Возьмите за правило никогда не говорить о людях за глаза то, что вы не сможете повторить им в лицо. Если сотрудник становится объектом сплетен, это сигнализирует о его плохих отношениях с коллегами. Ведите себя с коллегами дружелюбно и приветливо, интересуйтесь их мнением по разным вопросам, поддерживайте их и по возможности помогайте им. Не следует жаловаться коллегам на семейные проблемы, хвастаться покупками и посвящать их в ваши личные дела – даже при хороших рабочих отношениях ваши откровения могут когда-нибудь обернуться против вас. Но самое главное – не распространяйте сплетни сами и не потакайте сплетникам!
Нет комментариев
Комментариев: 0