Юрист отвечает

17.10.2023
15:49
Сотрудники аптек часто сталкиваются с ситуациями, когда необходима помощь юриста. Вопрос, связанный с особенностями ведения бухгалтерии в ФАП, разбирала эксперт службы правового консалтинга «Гарант» Мария Панкова.

ДОКУМЕНТЫ ДЛЯ ЗАВЕДУЮЩЕГО ФАП

Какие документы необходимо оформлять уполномоченному сотруднику учреждения — заведующему ФАП при розничной продаже лекарственных средств (кассовый аппарат применяться не будет в соответствии с п.5 ст.2 Федерального закона № 54-ФЗ от 22.05.2003)? Объем принятых наличных денежных средств будет небольшой, и возможности у сотрудника ФАП сдавать денежные средства на лицевой счет учреждения ежедневно нет.

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции.

Детальный порядок ведения кассовых операций структурным подразделением ФАП следует установить в учетной политике учреждения здравоохранения.

В частности, должна быть определена периодичность сдачи наличных денежных средств обособленным подразделением на лицевой счет учреждения в банке с учетом установленного локальным актом для обособленного подразделения учреждения лимита остатка наличных денежных средств в кассе.

Расчеты с населением могут оформляться квитанцией (ф. 0504510). По окончании проведения кассовых операций за день на основании квитанций может оформляться ПКО (ф. 0310001). При передаче выручки в банк оформляется РКО (ф. 0310002). По указанным приходным и расходным кассовым ордерам обособленное подразделение осуществляет запись в своей кассовой книге. В сроки, установленные учреждением, обособленному подразделению необходимо передавать копии листа кассовой книги головному учреждению (ф. 0504514).

ДВИЖЕНИЕ СРЕДСТВ

Порядок ведения кассовых операций с наличными деньгами установлен указанием Банка России № 3210-У от 11.03.2014.

Бюджетные учреждения должны руководствоваться им с учетом особенностей, предусмотренных п.167 Инструкции № 157н.

Фельдшерско-акушерский пункт является структурным подразделением медицинской организации (ее структурного подразделения), который организуется для оказания первичной доврачебной медико-санитарной помощи и паллиативной медицинской помощи населению в сельских населенных пунктах1.

Понятие «обособленное подразделение» приведено в абзаце 4 п.2 указания № 3210-У, согласно которому под обособленным подразделением понимается подразделение юридического лица, по месту нахождения которого оборудуется обособленное рабочее место (рабочие места).

При этом ни указанием № 3210-У, ни положениями Инструкции № 157н особенности ведения кассовых операций обособленными подразделениями организаций бюджетной сферы, не наделенными полномочиями по ведению бухгалтерского учета, прямо не предусмотрены. Следовательно, движение наличных денег между учреждением и его структурным подразделением должно осуществляться в порядке, закрепленном в учетной политике учреждения.

ПРИМЕНЕНИЕ ККТ

В большинстве случаев при расчетах с физическими лицами организации, в том числе бюджетной сферы, должны применять контрольно-кассовую технику2. Перечень случаев, когда ККТ можно не применять, ограничен.

Особенности применения ККТ и случаи неприменения ККТ установлены в ст.2 Закона № 54-ФЗ. В частности, могут не применять ККТ обособленные подразделения медицинских учреждений, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность (амбулатории, фельдшерские и фельдшерско-акушерские пункты, центры [отделения] общей врачебной [семейной] практики), расположенные в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации3.

Закон № 54-ФЗ для этой ситуации не определяет форму и реквизиты документа, подтверждающего расчеты с физическим лицом.

ТИПОВАЯ ФОРМА ОТЧЕТНОСТИ

Квитанция (ф. 0504510) является унифицированной формой первичного учетного документа, утвержденной приказом Минфина России № 52н от 30.03.2015, и используется в деятельности организаций бюджетной сферы.

Она является типовой формой бланка строгой отчетности, которая применяется для оформления приема наличных денежных средств уполномоченными лицами учреждения от физических лиц без применения контрольно-кассовых машин.

В случае приема наличных денежных средств уполномоченное лицо ежедневно сдает в кассу учреждения полученные денежные средства при составлении Реестра сдачи документов (ф. 0504053) с приложением копий квитанций.

Несмотря на то, что оформление квитанции осуществляется при приеме наличных денежных средств, полагаем, что ее применение при безналичных расчетах (оплате банковскими картами) с физическими лицами можно закрепить в учетной политике учреждения.

В свою очередь, реестр с приложенными к нему документами представляется в бухгалтерию в сроки, установленные графиком документооборота. Он составляется в двух экземплярах, отдельно по первичным учетным документам, отражающим приход (поступление) и расход (выбытие) материальных ценностей. После проведения проверки документов, указанных в реестре, его второй экземпляр с подписью работника бухгалтерии возвращается ответственному лицу.

ПРИЕМ НАЛИЧНЫХ ДЕНЕГ

Прием в кассу учреждения здравоохранения наличных денег, сдаваемых ответственным лицом структурного подразделения (ФАП), оформляется приходным кассовым ордером (ф. 0310001). Выдача из кассы учреждения структурному подразделению наличных денег, необходимых для проведения кассовых операций, происходит по расходному кассовому ордеру (ф. 0310002)4.

Таким образом, при отсутствии обязанности у структурных подразделений медицинского учреждения (ФАП) в применении ККТ полагаем, что расчеты с населением по продаже лекарственных средств могут оформляться квитанцией. Далее составляется в двух экземплярах реестр с приложением к нему копии квитанций.

Все эти документы должны передаваться в бухгалтерию учреждения здравоохранения, после проверки которых сдается наличность и оформляется приходный кассовый ордер.

Однако такой вариант учета предполагает ежедневную сдачу наличности в кассу учреждения.

УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЬ

В рассматриваемой ситуации не предполагается, что денежные средства за реализованные лекарственные препараты будут ежедневно сдаваться в кассу учреждения, поскольку такой алгоритм действий невозможен в связи с отдаленностью обособленных подразделений от головной организации.

Денежные средства будут сдаваться на лицевой счет учреждения в банке уполномоченным лицом либо их будет принимать инкассация.

Пунктом 3 указания № 3210-У установлено, что уполномоченный представитель обособленного подразделения может в порядке, установленном юридическим лицом, сдавать наличные деньги в кассу юридического лица или в банк, или в организацию, входящую в систему Банка России, для зачисления их сумм на банковский счет юридического лица. Понятие «уполномоченный представитель» не разъясняется.

Однако п.4 указания № 3210-У определено, что кассовые операции ведутся в кассе кассовым или иным работником, определенным руководителем юридического лица (иным уполномоченным лицом), с установлением ему соответствующих должностных прав и обязанностей, с которыми кассир должен ознакомиться под подпись.

Таким образом, документы, оформляющие операции с денежной наличностью, могут подписываться уполномоченным на то лицом. В целях применения указания № 3210-У такое лицо будет признаваться кассиром.

В качестве уполномоченного представителя может выступать любое лицо (в данном случае заведующий ФАП), являющееся сотрудником организации и назначенное соответствующим распорядительным документом (например, приказом) головной организации.

Таким образом, руководитель юридического лица вправе возложить все обязанности по оформлению кассовых документов в ФАП на заведующего.

Работник, у которого установлены права и обязанности по ведению кассовых операций, является кассиром, следовательно, он и подписывает ПКО (форма № КО-1) и РКО (форма № КО-2) в соответствующих строках5.

Такой вывод следует и из указаний по применению и заполнению форм № КО-1 и № КО-2, утвержденных постановлением Госкомстата России № 88 от 18.08.98, что названные формы могут быть подписаны не только руководителем и главным бухгалтером, но и иными уполномоченными лицами.

С учетом вышеизложенного, полагаем, что заведующий ФАП может быть наделен полномочиями по ведению и подписанию кассовых документов на основании приказа руководителя.

КАССОВАЯ КНИГА

Каждое обособленное подразделение, в котором ведутся кассовые операции, независимо от того, сдает или нет оно денежную наличность в банк или в головную организацию, должно вести собственную кассовую книгу. Обособленные подразделения передают в головную организацию копию листа кассовой книги. Порядок передачи, включая сроки, устанавливается самим юридическим лицом с учетом срока составления бухгалтерской (финансовой) отчетности6.

Отметим, что, если обособленное подразделение не хранит наличные деньги и по окончании проведения кассовых операций сдает наличность в кассу юридического лица, кассовую книгу такому обособленному подразделению можно не вести7.

Обособленному подразделению8, сдающему наличные деньги на лицевой счет, открытый учреждению, лимит остатка наличных денег устанавливается в порядке, предусмотренном указанием № 3210-У для юридического лица.

Иначе говоря, лимит такому подразделению устанавливается руководителем учреждения в соответствии с одной из формул, приведенных в приложении к указанию № 3210У, который издает соответствующий распорядительный документ. Отдельный экземпляр такого документа направляется в подразделение9. При этом в рамках одного учреждения допустимо по-разному рассчитать лимиты в зависимости от особенностей деятельности каждого обособленного подразделения.

Таким образом, порядок оформления кассовых операций в рассматриваемой ситуации будет следующий.

ПОРЯДОК ОФОРМЛЕНИЯ КАССОВЫХ ОПЕРАЦИЙ

По окончании проведения кассовых операций за день на основании квитанций может оформляться ПКО (ф. 0310001), при передаче выручки в банк оформляется РКО (ф. 0310002). По указанным приходным и расходным кассовым ордерам обособленное подразделение осуществляет записи в своей кассовой книге.

В сроки, установленные учреждением, обособленному подразделению необходимо передавать копии листов кассовой книги головному учреждению (ф. 0504514).

При этом порядок учета в таком случае должен быть установлен в учетной политике учреждения здравоохранения, так как ни указанием № 3210-У, ни положениями Инструкции № 157н особенности ведения кассовых операций обособленными подразделениями учреждений бюджетной сферы, не наделенными полномочиями по ведению бухгалтерского учета, прямо не предусмотрены.

В частности, должна быть определена периодичность сдачи наличных денежных средств обособленным подразделением на лицевой счет учреждения в банке с учетом установленного локальным актом для конкретного обособленного подразделения учреждения лимита остатка наличных денежных средств в кассе.

–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

1 П.2 Правил, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России № 543н от 15.05.2012.

2 П.1 ст.1.2 Федерального закона № 54-ФЗ.

3П.5 ст.2 Закона № 54-ФЗ

4 По аналогии с подп.5.3 п.5, подп.6.4 п.6 указания № 3210-У.

5 Подп.5.1 п.5, подп.6.2 п.6 указаний № 3210-У.

6 Абзац 7 подп.4.6 п.4 указания № 3210-У.

7 Абзац 7 подп.4.6 п.4 указания № 3210-У.

8 Согласно абзацу 4 п.2 указания № 3210-У.

9 Абзац 6 п.2 указания № 3210-У.

Нет комментариев

Комментариев: 0

Вы не можете оставлять комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.