Виктория Преснякова: яркая блондинка о мужском мире фармы
Детские мечты не всегда сбываются. Но иногда они закладывают основу для будущего как личностного, так и профессионального роста. Среди родных Виктории Пресняковой не было фармацевтов. Однако она всегда связывала свое будущее с помощью людям и первая в семье связала жизнь с фармацией. Сейчас она возглавляет сразу две профессиональные аптечные организации, чей голос громко звучит в стенах Государственной думы и профильных министерств.
Все в копилочку
Почему ваш выбор выпал на рынок фармы? Это семейное дело или случайность?
Видимо, это судьба. С детства я связывала свое будущее с помощью людям, мечтала стать врачом. Примером послужила бабушка, заслуженный работник здравоохранения, ветеран войны. Позже, в старших классах, серьезно увлеклась психологией. Думаю, именно этим я бы и занималась, если бы не фармрынок.
Так сложилось, что судьба привела меня именно в фарминститут. Я первый провизор в семье.
Я всегда была активным человеком, в том числе и во время учебы в вузе. Хватало времени и на занятия студенческим театром, и на научную работу, которая была связана с аптечной технологией лекарств.
Окончание вуза пришлось на время, когда активно открывались иностранные представительства фармкомпаний, в одном из которых мне предложили работу.
А первый мой «аптечный» опыт был получен в роли коммерческого директора сети. Кроме того, я занималась научной деятельностью, преподавала, была бизнес-тренером.
Пригодились все навыки — от увлечения психологией до преподавания в вузе. Ничего не утеряно, все в копилочку. У дистрибьюторов разве что еще не работала, но связь и с ними держу.
Для справки
Альянс аптечных организаций под руководством Виктории Пресняковой был организован в апреле 2020 года. Инициаторы: СРО «Ассоциация независимых аптек», ассоциации Приморского края и Новгородской области. Аптеки заявили, что хотят участвовать в разработке законопроектов, касающихся их бизнеса, и представлять свою консолидированную позицию с помощью альянса. Кроме названных ассоциаций в него входят фармобъединения Самары, Калининграда, Сахалина, республик Саха, Хакасия и других регионов России.
За все время работы на фармрынке что считаете своим успехом?
Мой личный опыт объединяет абсолютно разные направления фармации, с которыми я справлялась на отлично. Кроме того, мне как специалисту посчастливилось работать сразу на нескольких рынках постсоветского пространства — российском, украинском и белорусском. Это позволило изучить различные менталитеты и увидеть разницу становления фармотрасли в разных странах.
Моя гордость сегодня — Альянс фармацевтических ассоциаций (АФА), который появился ровно год назад в достаточно непростой для аптечного бизнеса период.
Сейчас мы объединяем ассоциации от Владивостока до Калининграда. Совсем недавно к нам присоединилась Ассоциация государственных аптечных сетей (АГАС), и сегодня мы представляем уже почти четверть рынка.
Мужской фарммир и яркие блондинки
Не секрет, что фарма — больше мужская территория. Достаточно посмотреть на состав спикеров любой профильной конференции. Женщин в этих списках фигурирует мало. Женщина — руководитель в фарме, каково это?
Я всегда говорила, что наш мир принадлежит мужчинам. На моем профессиональном пути, особенно вначале, мне очень мешало то, что я яркая женщина. Часто приходилось отстаивать свое мнение в жестких дискуссиях. Сейчас проще. Пройден немалый путь развития рынка и себя как личности. Но я до сих пор убеждена, что женщинам тяжелее работать в фарме, чем мужчинам.
В 24 года я начала свою карьеру практически сразу с руководящих должностей. Было потрачено немало времени и нервов, чтобы доказать, что я не просто эффектная блондинка, но и грамотный специалист. Мужчинам трудно было с этим смириться. Это был непростой, иногда болезненный для меня путь, который я в итоге прошла успешно.
Было потрачено немало времени и нервов на то, чтобы доказать, что я не просто эффектная блондинка, но и грамотный специалист. Мужчинам трудно было с этим смириться. Это был непростой, иногда болезненный для меня путь, который я в итоге прошла успешно.
Думаю, что этот вызов сподвиг меня получить второе образование (экономическое), а потом и третье — маркетинговое, защитить кандидатскую диссертацию.
Об ассоциациях и аптечной мафии
Зачем ассоциации нужны фармрынку?
Любой бизнес хочет выстроить эффективные взаимоотношения с властью и быть услышанным — это очевидная цель профессиональных объединений.
Но при этом вы ранее заявляли, что вам не нравится слово «ассоциация». Почему?
Я говорила это только в контексте того, что мы запутали наших законодателей. Сейчас часто звучит: «маркетинговая ассоциация». Есть два понятия — бизнес-ассоциации и некоммерческие ассоциации. Важно понимать, что ассоциация — это именно некоммерческая структура, которая представляет интересы отрасли. А маркетинговые объединения, союзы ставят перед собой другие цели — увеличение прибыли, уменьшение расходов, получение преференций и т.д.
Мафия — это та же семья. Не так уж это и плохо звучит в данном контексте. Видимо, то, что мы выражаем свое мнение четко и громко, не боимся жестко аргументировать, приводить доводы, которые нечем крыть, спровоцировали на такую характеристику отрасли.
Не так давно рынок бурно обсуждал высказывание депутатского корпуса, который не постеснялся вслух назвать бизнес аптечной мафией. Обидно?
Депутаты достаточно настороженно относятся к фармбизнесу, особенно к аптечному сегменту. Я смотрю на это обидное определение с другой стороны. Мафия — это та же семья. Не так уж это и плохо звучит в данном контексте. Видимо, то, что мы выражаем свое мнение четко и громко, не боимся жестко аргументировать, приводить доводы, которые нечем крыть, спровоцировали на такую характеристику отрасли.
К примеру, изучая законопроект о регулировании аптечного рынка, мы пытались выяснить, какими цифрами оперировали депутаты, где взяли аналитику. До сих пор не можем понять! Складывается ощущение, что цифры взяты из воздуха. Мы не получаем логичных ответов на наши вопросы. Так что определение «мафия» в наш адрес воспринимаю как комплимент.
Законопроект о регулировании аптечных сетей принят в первом чтении в феврале 2021 года. Он регламентирует ряд ограничений для аптечных сетей: доля рынка аптечной сети с выручкой более 400 млн руб. не может превышать 20%; бонусы от фармпроизводителей не будут превышать 5%, устанавливается ограничение по оплате поставок производителям до 90 дней. Бизнес высказался категорически против предлагаемых реформ.
От кого надо защищать малый бизнес
Ассоциация независимых аптек позиционирует себя как защитника малого и среднего бизнеса. Так от кого вы защищаете?
По сравнению с крупными федеральными сетями у малого и среднего бизнеса нет ни привилегий, ни полномочий. Но малый аптечный бизнес в регионах сегодня обеспечивает рабочие места, платит налоги, более внимателен и лоялен к потребителю, а развивается не благодаря, а вопреки. Мы часто слышим от государства о необходимости поддержать небольшое дело, но фактически решить свои проблемы самостоятельно региональные игроки не могут. Здесь и требуются наши поддержка и защита как от больших игроков, так и от излишней зарегулированности, а иногда и от самих себя — порой они почему-то считают, что могут не выполнять какие-то нормативные требования.
Нужно сформулировать, чего мы хотим. Чего мы не хотим, законотворцы уже поняли.
Со стороны кажется, что все трудности, свалившиеся на фармрынок за последнее время, сплотили его участников. Это так?
Особого сплочения пока не замечаю. Мы много возмущаемся, когда с чем-то не согласны. Каждая ассоциация высказывает свое мнение, но конкретики нет. Государство ждет от нас предложений. Чего мы не хотим, они (законотворцы) уже поняли. А что мы предлагаем? В рамках альянса и СРО мы сформулировали четкие предложения и представили их в Госдуму. Предлагаем свою площадку для консолидированной работы всего ритейла.
Никаких авось уже не будет
Что ждет рынок в ближайшее время? Все ли выживут?
Золотые времена аптечного ритейла прошли. Нас ждет ужесточение регуляторики, увеличение конкуренции в борьбе за покупателя. Как следствие, уменьшение количества аптек. Небольшие аптеки будут уходить с рынка в первую очередь, к сожалению, часто в тех районах, где они больше всего нужны (вудаленных, труднодоступных, наименее выгодных локациях).
Скоро мы увидим другой рынок — более жесткий, требующий конструктивных действий. Если ты хочешь выжить, надо быть эффективным, никаких авось уже не будет. И здесь тоже надежда на партнерство и развитие саморегулирования.
Золотые времена аптечного ритейла прошли. Нас ждет ужесточение регуляторики, увеличение конкуренции в борьбе за покупателя.
Фармрынок сегодня — это про людей или про бизнес?
Социальную составляющую профессии еще раз показал период пандемии, когда аптекари оставались на передовой вместе с врачами. Но последние инициативы бьют по имиджу профессии.
Радует, что наконец появился День фармработника, за который мы так долго бились. СРО будет его использовать для популяризации и поднятия престижа профессии. Также планируем ходатайствовать перед Минздравом о награждении фармацевтов, посвятивших всю свою жизнь профессии.
Фармацевт — это человек в белом халате, который оказывает помощь и особую, фармацевтическую, услугу. Конечно, нельзя жить в рыночных условиях и быть свободным от рынка. Надо выживать, повышать прибыль, платить персоналу. Можно ли найти баланс? Моя любовь к гармонии говорит, что можно, только для этого надо объединиться и договориться.
Нет комментариев
Комментариев: 0