Закодированные

28.06.2022
13:33
Не так давно аптеки получили расширение ассортимента нелекарственных товаров и свой праздник — День фармацевтического работника. Но остался еще один, не менее важный вопрос — дополнительный ОКВЭД. «ФВ» спросил аптеки, какие еще нововведения они хотели бы получить. 

Как долго принимались проекты

В последнее время регуляторы, кажется, начали прислушиваться к просьбам фармрозницы. В июне депутаты Госдумы предложили расширить аптечный ассортимент нелекарственных средств. К ним относится ряд товаров для поддержания здорового образа жизни, профилактики и гигиены.

О возможности продавать эти товары аптеки просили с 2006 года, рассказала «ФВ» исполнительный директор Ассоциации индустрии товаров для здоровья и Союза «Национальная фармацевтическая палата» Елена Неволина. Несмотря на то, что сейчас идея наконец-то перешла в стадию реализации, к инициативе есть ряд вопросов. Главным из них Неволина считает сложности с поставками такого ассортимента. 

«Не ясно, решат ли фармдистрибьюторы тоже расширить свой ассортимент. Если нет, то предстоит поиск новых контрагентов, которые вряд ли будут сразу давать значимые отсрочки платежа», — рассуждает она. Впрочем, несмотря на возможные сложности, проект может стать хорошим подспорьем для сдерживания цен в аптеках на лекарства, считает она. 

В мае в России уже второй год подряд отпраздновали День фармработника. Его отрасль ждала как минимум с 2013 года. У фармацевтов при этом до сих пор осталась привычка поздравлять друг друга  и с Днем медработника, говорит Неволина. 

13-2.jpg (27 KB)

Елена Неволина: «Не ясно, решат ли фармдистрибьюторы тоже расширить свой ассортимент. Если нет, то предстоит поиск новых контрагентов, которые вряд ли будут сразу давать значимые отсрочки платежа».

Чего еще не хватает аптекам

Несмотря на то, что часть проектов, за которые боролся аптечный сегмент, была принята, отрасли все еще нужны и другие инициативы. Сейчас взгляд государства устремлен на фармпроизводство — именно туда направлены все меры поддержки, которые принимаются в настоящее время как на федеральном, так и на региональном уровнях, рассказала «ФВ» директор СРО «Ассоциация независимых аптек», глава Альянса фармацевтических ассоциаций Виктория Преснякова. По ее словам, льготы обходят аптеки. 

О дополнительном ОКВЭД отрасль просит уже с 2014 года. Сейчас по этому вопросу идет «очередная» переписка с Минэкономразвития, но аптеки до сих пор не понимают, приведет ли этот диалог к какому-то решению, рассказала «ФВ» Елена Неволина. 

Предоставление аптекам льгот и преференций — один из необходимых шагов к решению проблем фармрозницы, отмечает она. «Чтобы сохранить малые и средние аптечные организации, особенно в удаленных и труднодоступных районах, нужно как минимум изменить ОКВЭД», — говорит Преснякова о еще одном проекте, за который аптеки борются уже несколько лет. Сейчас аптечный ритейл относится к розничной торговле, а не к системе здравоохранения. 

Как считают в СРО, фармацевты и провизоры способны разгрузить систему здравоохранения, оказывая своевременную и квалифицированную фармацевтическую помощь. Для этого, по мнению Пресняковой, нужно на госуровне закрепить определение «фармацевтической услуги». 

13-1.jpg (20 KB)

Сейчас взгляд государства устремлен на фармпроизводство — именно туда направлены все меры поддержки, которые принимаются в настоящее время как на федеральном, так и на региональном уровнях. Льготы обходят аптеки, подчеркнула Виктория Преснякова.

О том, что отрасли нужна самоидентификация в виде кода экономической деятельности, «ФВ» говорила и Неволина. По ее словам, фармацевты и провизоры негласно являются прочими работниками системы здравоохранения, но по виду экономической деятельности отрасль относится к торговой организации. 

О дополнительном ОКВЭД отрасль просит уже с 2014 года, напоминает Неволина. Сейчас, по словам эксперта, по этому вопросу идет «очередная» переписка с Минэкономразвития, но аптеки до сих пор не понимают, приведет ли этот диалог к какому-то решению. 

В СРО также считают необходимым создание программы, нацеленной на открытие аптек в отдаленных районах. Федеральным сетям такие проекты невыгодны, а малый и средний бизнес готов взять на себя эту работу, поясняет Преснякова. 

Среди других идей, реализации которых были бы рады аптеки, пересмотр перечня минимального лекассортимента и приоритет медицинских и аптечных организаций в получении помощи оператора-ЦРПТ при работе с маркировкой. 

Аптечному сегменту необходим и ряд ограничений, считает генеральный директор аптечной сети «Фарма» Александр Миронов. К примеру, ограничение маркетинговых поступлений от производителей и наценок на все товары, продающиеся в аптеках. Это, по его мнению, позволит очистить рынок от исключительно коммерческих игроков, избавить отрасль от излишнего навязывания промотируемых препаратов и снизить цены на часть товаров. Аптечный сегмент, по мнению Миронова, нуждается и в ограничении на выдачу лицензий по одному адресу. 

Нет комментариев

Комментариев: 0

Вы не можете оставлять комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.