Avitoминоз на аптечном рынке
Cтать участником аптечного рынка с другой стороны прилавка, оказывается, совсем просто. Так же просто, как купить подержанную детскую коляску или щенка. Достаточно, например, зайти на интернет-ресурс avito.ru и в разделе «готовый бизнес» выбрать и купить аптеку с подобранным персоналом, лицензией и даже товарным запасом. Только в Московском регионе мы насчитали около 80 объявлений о продаже более 110 аптек (некоторые идут оптом). А это в два раза больше, чем перешло из одних юридических рук в другие в наиболее значимых сделках аптечных сетей за последние три месяца. Причем ценник — на любой вкус, точнее, кошелек. Владельцем аптеки можно стать, имея в кармане всего лишь 200—300 тыс. руб., правда, и аптеку покупатель получит не в Москве, а в ближайшем Подмосковье. Текущий собственник указывает, что в среднем в месяц эта аптека будет приносить (ему — так уже приносит) 100 тыс. руб. Вдумайтесь: вкладываете 300 тыс., а потом каждый месяц гребете по сотне тысяч деревянных. Думаю, при такой доходности, а это ни много ни мало до 300% годовых, продать такую аптеку, все равно что сварить супчик из курицы, несущей золотые яйца. Но, как любил говорить Барышников перед выходом на сцену, «кабы не горькая нужда, стал бы я этим заниматься!» В итоге хозяин в связи с невозможностью уделять этому бизнесу достаточное внимание со слезами на глазах расстается с аптечкой.
Впрочем, ценник на аптеки в Москве, предлагаемые любому желающему, разбегается в широких пределах: от нескольких сотен тысяч до 50 млн руб. (за сеть из 12 аптек). И что удивительно: все аптеки в проходных местах, все имеют достаточный оборот, для того чтобы обеспечивать прибыльность от 5 до 23% от оборота. Но существующие хозяева решительно рвут с аптечным бизнесом, желая сосредоточиться на другом направлении предпринимательства. И, отчаявшись продать бизнес конкурентам, выставляют его на avito, попутно раскрывая коммерческую тайну — арендную ставку, зарплаты персонала и даже торговую наценку на продаваемые лекарственные препараты и сопутствующие товары. Кстати, этот параметр (наценка) почему-то один из ключевых, который с гордостью указывают в объявлениях. А покупателям не аптек, а содержимого их прилавков есть чему удивиться. Средняя торговая наценка колеблется в пределах 25—35% (по крайней мере, так указывают авторы объявлений). А рекордсмен, ничтоже сумняшеся, раскрыл секрет своего коммерческого успеха, указав, что в среднем прибавляет 55% к стоимости закупки ЛС. Что же не так в аптечном бизнесе, что из него потянулись на выход мелкие игроки?
Изучая объявления, невольно задаешься вопросом: почему в столь напряженной конкурентной среде, когда все лакомые места давно заняты, эти аптеки остались невостребованными? Ведь, судя по объявлениям, рядом расположены поликлиники и медицинские центры, станции метро, нет других аптек, вокруг — спальные районы. И возраст выставленных на продажу аптек как готового бизнеса исчисляется отнюдь не несколькими месяцами, чтобы можно было решить, что нынешний хозяин погорячился, решив, что его компетенции с лихвой хватит на «раскрутку» и последующее ведение бизнеса. Несколько лет существования (как указано в большинстве объявлений) — достаточный срок, чтобы решить все стартовые проблемы. Понятно, что бывают обстоятельства непреодолимой силы. Например, один из продавцов аптеки в ЦАО Москвы ссылается на то, что реновация коснулась его учреждения, сурово перекрыв доступ покупателям за столь необходимыми таблетками. Впрочем, он надеется, что после того как все бордюры будут переложены, а фасады зданий отреставрированы, страждущие вновь будут толпиться у прилавков этой аптеки, но хочет, чтобы этому свидетелем стал уже новый хозяин. А что с остальными? Остается только гадать.
Понятно, что каждый со стороны наблюдающий чужой бизнес всегда считает себя на голову сильнее, умнее и прозорливее. Примерно так, как все мы наблюдаем игру нашей сборной по футболу, готовящейся к домашнему чемпионату мира примерно так же, как готовится к нему наша столица. Уж нам-то со стороны очевидно, что нужно сделать для успеха. И еще более точно мы знаем, в чем ошибки текущего управления. Так и с аптеками, которые вследствие разных причин опустились в «турнирной таблице» настолько, что текущий владелец, отчаявшись, решил расстаться с ними. Найдутся ли новые владельцы, уверенной рукой берущие управление этими аптеками в свои руки? Или так они и останутся лежать на avito? Читатель, слабо?
Нет комментариев
Комментариев: 0