Еще раз о БАД

05.10.2015
00:00
Биологически активные добавки к пище, представляя собой относительно новую категорию аптечной продукции, в настоящее время вызывают вопросы как с точки зрения юридически правильного позиционирования в аптеке, так и с точки зрения рекламных технологий.

Марат Милушин, директор юридической компании «Юнико-94», канд. юрид. наук

— Обязательно ли на ценнике писать аббревиатуру БАД для соответствующих средств или достаточно такого указания непосредственно на упаковке товара?

— В соответствии с п. 19 утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.01.98 г. № 55 «Правил продажи отдельных видов товаров» (в ред. от 05.01.2015) продавец обязан обеспечить наличие единообразных и четко оформленных ценников на реализуемые товары с указанием наименования товара, сорта (при его наличии), цены за вес или единицу товара, подписи материально ответственного лица или печати организации, даты оформления ценника. Никаких иных требований к оформлению ценников на товары действующее законодательство не устанавливает. Таким образом, на ценнике БАД должны быть указаны ее наименование и цена за упаковку.

— Может ли аптека реализовывать биодобавки, которые разрабатывает и выпускает фирма спортивного питания и которые имеют название серии «БАД для спортсменов»? Какие документы для этого требуются?

— В соответствии с ч.7 Федерального закона РФ от 12.04.2010 г. № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (в ред. от 13.07.2015) аптечные организации, индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на фармдеятельность, наряду с ЛП имеют право приобретать и продавать, в частности, биологически активные добавки. В соответствии с пп.4 и 5 п.1 ст.24 утвержденного решением комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 880 Техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» ТР ТС 021/2011 (в ред. от 10.06.2014) пищевая продукция для спортсменов и БАД к пище подлежат государственной регистрации. Таким образом, если указанные в тексте вопроса биодобавки имеют соответствующее регистрационное удостоверение, то они могут реализовываться аптечными организациями.

— В информационном листке, который вложен в упаковку БАД, есть следующая формулировка: «По результатам клинических исследований экстракт дикого ямса…» и далее идет описание его эффектов. Это один из компонентов средства. Не противоречит ли это закону о рекламе?

— В соответствии с пп.2 п.2 ст.25 утвержденного решением комиссии Таможенного союза от 9.12.2011 г. № 880 Технического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» ТР ТС 021/2011 (в ред. от 10.06.2014) для государственной регистрации специализированной пищевой продукции, в т.ч. БАД, заявитель представляет в орган по регистрации специализированной пищевой продукции, в частности, результаты исследований (испытаний) образцов специализированной пищевой продукции, проведенных в аккредитованной испытательной лаборатории.

Пунктом 1 Приложения 1 «Санитарно-эпидемиологическая экспертиза, подтверждение соответствия (регистрации) биологически активных добавок к пище» к утвержденным постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 17.04.2003 № 50 Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам «Гигиенические требования к организации производства и оборота биологически активных добавок к пище (БАД)» СанПиН 2.3.2.1290-03 прямо предусмотрено предоставление при регистрации БАД материалов клинической эффективности, а также протоколов или заверенных копий результатов клинических испытаний и образцов БАД в количестве, необходимом для проведения КИ.

Пунктом 2 указанного приложения установлено, что санитарно-эпидемиологическая экспертиза, регистрация и перерегистрация биологически активных добавок к пище включает клиническую оценку эффективности (при необходимости) и оценку результатов экспериментальных и клинических испытаний и наблюдений.

В соответствии с п.1 ст.3 Федерального закона РФ от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (в ред. от 08.03.2015) «реклама» — это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Информация же на вложенном в упаковку БАД информационном листке адресована конкретному лицу, покупателю, который приобрел данный продукт, и направлена не на привлечение его внимания к товару, а содержит сведения, необходимые потребителю для правильного использования продукта, т.е. не является рекламой. Следовательно, сопровождение БАД не запрещенной законодательством информацией о свойствах БАД рекламой не является и под действие Закона «О рекламе» не подпадает.

— Согласно правилам СанПиНа не допускается использование термина «экологически чистый продукт» в названии и при нанесении информации на этикетку БАД, а также использование иных терминов, не имеющих законодательного и научного обоснования. Можно ли отнести к таким терминам следующие высказывания, которые обнаружены на упаковках БАД: «сделано из трав, собранных в экологически чистых горных районах», «разработано на основе рецептов алтайских шаманов», «секрет этого сбора накоплен поколениями жительниц средней полосы»? Ведь «рецепты шаманов», «экологически чистые районы» и «секреты поколений» также не являются чем-то научным.

— Согласно п.4.3 утвержденных постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 17.04.2003 г. № 50 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов «Гигиенические требования к организации производства и оборота биологически активных добавок к пище (БАД)» СанПиН 2.3.2.1290-03 требования к информации, нанесенной на этикетку БАД, устанавливаются в соответствии с действующими законодательными и нормативными документами, регламентирующими вынесение на этикетку информации для потребителя. При этом согласно п.4.6 указанных СанПиН использование термина «экологически чистый продукт» в названии и при нанесении информации на этикетку БАД, а также использование иных терминов, не имеющих законодательного и научного обоснования, не допускается.

В соответствии с п.2.1 Решения комиссии Таможенного союза Евразийского экономического сообщества от 09.12.2011 № 881 Технический регламент Таможенного союза «Пищевая продукция в части ее маркировки» ТР ТС 022/2011 вступил в силу с 1 июля 2013 г.

Согласно п.2.2 указанного решения до 15 февраля 2015 г. допускалось производство и выпуск в обращение пищевой продукции в соответствии с обязательными требованиями к пищевой продукции в части ее маркировки, установленными нормативными правовыми актами Таможенного союза или законодательством государства — члена Таможенного союза до дня вступления в силу Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 022/2011. При этом согласно п.2.3 решения комиссии обращение продукции, выпущенной в обращение в соответствии с пп.2.2 решения, допускается в течение срока годности продукции, установленного в соответствии с законодательством государства — члена Таможенного союза.

Таким образом, с 1 июля 2013 г. допускается маркировка БАД в соответствии с требованиями п.4.1 указанного выше Технического регламента. Требования к маркировке БАД установлены ч.4.10 утвержденного решением комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 881 Технического регламента Таможенного союза «Пищевая продукция в части ее маркировки» ТР ТС 022/2011. Согласно п.1—3 ч.4.10 Регламента ТР ТС 022/2011 информация об отличительных признаках пищевой продукции указывается при маркировке на добровольной основе. При этом доказательства наличия отличительных признаков пищевой продукции подлежат хранению в организациях или у индивидуальных предпринимателей, выпускающих данную пищевую продукцию в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза, и предъявляются в случаях, предусмотренных законодательством Таможенного союза. Технический регламент ТР ТС 029/2012 не устанавливает запретов на указание при маркировке БАД дополнительной информации, не являющейся обязательной.

Таким образом, производители БАД вправе наносить на упаковку продукции дополнительную информацию, в т.ч. и перечисленную в тексте вопроса, однако такая информация должна быть при необходимости подтверждена документально со ссылкой на соответствующие источники. Покупатель вправе потребовать от производителя доказательства соответствия такой информации действительности.

Нет комментариев

Комментариев: 0

Вы не можете оставлять комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.