Как искусственный интеллект (ИИ) дает ускорение роста фармацевтическим компаниям

- Почему привычные способы продвижения брендов в фарме больше не работают?
- После пандемии стало очевидным, что медицинских работников в стране катастрофически не хватает. Причем этот тренд отмечается не только в России, но и во всем мире. В то же время число каналов коммуникаций растет. Врач может получать в неделю до 40 приглашений на вебинары, при условии того, что у него есть время посетить всего лишь один.
На первое место выходит ценность, которую получает представитель врачебного сообщества от коммуникации с фармацевтической компанией.
- Как ее создать?
- Менеджменту фармкомпании нужно понимать клиента, его интересы, научные предпочтения лучше, чем это делают конкуренты, а также получать обратную связь от проводимых кампаний. По нашим данным, гиперсегментация по интересам внутри медицинской специальности позволяет увеличить conversion rate (CR) в 2,5 раза и снизить «отписки» в 4 раза. Причем для компании важно получать эти данные внутри своей системы, поскольку научные предпочтения врачей могут меняться, а значит, поток информации должен быть непрерывным. Внешние ad-hoc исследования не могут обеспечить своевременное обновление данных, поэтому их экономическая целесообразность ставится под сомнение. Очевидно, если фармацевтические компании не идут по пути гиперсегментации и создания на основании этой информации ценности, то реализация дижитал-кампаний дает низкий показатель open rate (OR), вдобавок к этому, если клиент отписывается, то и к значительным затратам на его возврат.
Единственный эффективный способ - принимать управленческие решения на основании «big data driven». Инструменты на основе искусственного интеллекта обеспечивают точную гиперсегментацию и аналитику данных. За последнее время эволюционировал как подход к сегментации, так и СRM-системы.
- Что принципиально изменилось в инструментах?
- CRM-системы, которые инсталлируют фармацевтические компании для повышения своей эффективности, эволюционируют с учетом технических возможностей и потребностей рынка.
В настоящее время наблюдается новый этап развития, сопоставимый по масштабам с тем, когда компании начинали переходить из EXCEL в первые CRM. Дело в том, что после внедрения облачных CRM (облачная структура позволяет получать важнейшие данные о предпочтениях клиента и формировать с ним персонализированную стратегию взаимодействия) наступил критический момент. Стало понятно, что без внедрения модулей машинного обучения или инструментов ИИ затраты на цифровую трансформацию становятся невыгодными с точки зрения возврата инвестиций. Это связано в первую очередь с ростом штата, который необходим для создания управленческой ценности полученных данных. Такие затраты довольно проблематично обосновать перед топ-менеджментом компаний.
- А как ИИ, применяемый в облачных CRM, способен увеличивать эффективность бизнеса?
- Он дает три преимущества, которые буквально пилотируют бизнес вверх.
Во-первых, это оптимальное таргетирование и сегментация. Компания получает максимальную информацию об интересах специалиста, что дает возможность предложить контент, который важен врачам. Например, у компании в продуктовом портфеле по направлению «неврология» есть бренды для неврологов сосудистых центров, эпилептологов, паркинсонологов. С помощью CRM организация сможет адресно работать с каждым представителем целевой группы.
Во-вторых, это эффективность в управлении полевыми силами. ИИ-модуль позволяет оценить до 100% визитов с точки зрения соответствия данных маркетинговой кампании. Появляется возможность «точечной» настройки каждой коммуникации.
В-третьих, становится возможной реальная оценка развития лояльности врача к бренду. Рост назначений специалиста здравоохранения связан с увеличением или количества рекомендаций в конкретном сегменте, или количества сегментов. ИИ-модуль позволяет в динамике оценивать эти показатели, показывая объективную картину.
- Какие нюансы нужно учитывать при выборе CRM-системы?
- До недавнего времени на рынке были представлены в основном западные продукты. В то же время, согласно Федеральному закону от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных», персональные данные теперь могут храниться только на российских серверах. Системы, разработанные иностранными организациями, не могут обеспечить соблюдение российского законодательства. Теперь доступен отечественный продукт с облачными технологиями ORAGEN, который разработала команда МЕДГУРУ в рамках реализации задачи по импортозамещению для фармацевтической отрасли. МЕДГУРУ входит в Атлас компаний и решений цифровой экосистемы здравоохранения России, который опубликовал РУС СОРФ в октябре 2025 года.
Модули ИИ, интегрированные в ORAGEN, анализируют накопленную базу знаний о враче и провизоре. На основании этой информации формируется цифровой портрет, который позволяет выстроить персонализированную маркетинговую стратегию. Именно такие отечественные технологии, настроенные под потребности фармрынка, помогут производителям повысить эффективность для достижения управленческого лидерства.




























Нет комментариев
Комментариев: