Не обижайся

19.09.2016
00:00
Вряд ли кто-то из нас помнит, когда и на кого впервые обиделся. Учиться обижаться мы начинаем тогда же, когда учимся разговаривать, думать и анализировать. Точнее, не учимся, а нас этому учат взрослые. Почему так происходит и как вовремя избавляться от обид?

«Обидный» механизм

Обида напоминает плохую привычку — собственно, она ею и является со всеми характерными «симптомами»: постоянно повторяющиеся по кругу негативные мысли, от которых так сложно отвязаться, и невозможность осознавать свои действия. В более серьезных случаях обида вызывает желание отомстить, наносит удар по здоровью и лишает покоя.

Однако легко сказать «не обижайтесь». А как к этому прийти? Возможно и вправду совсем не обижаться? На самом деле это почти возможно. Почти, потому что любую (даже самую тяжелую) обиду можно свести к минимуму. Для этого необходимо главное — взять на себя ответственность за свои чувства и понять, что вы испытываете их по собственной инициативе, т.е. без помощи обидчика. Итак, каков же механизм обиды и как он выглядит, если рассматривать его со стороны?

Ситуация

Девушка-первостольник обижается на клиента за то, что ее назвали «продавцом» и попросили «не комментировать рецепт». Она считает себя профессионалом и думает, что все должны об этом догадываться. Та же самая девушка обижается на мужа, поскольку она думала, что он догадается, как она устала на работе, и помоет вечером посуду. Еще она обижается на шефа, так как вчера он не обратил внимания, что она прекрасно и грамотно разложила все препараты (и вообще никто не замечает ее стараний, а премии вечно достаются не ей). И вдогонку наша героиня обижается на сына за то, что он не догадался спросить: почему она грустит и как у нее дела?

Столько обид всего за один день! А все из-за того, что сначала наша девушка придумала, как должны себя вести другие люди. Потом с удивлением заметила, что они ведут себя совсем иначе. И обиделась на них за это. Многочисленные обиды живут исключительно в ее голове и являются попросту неоправданными ожиданиями.

А если бы...

…мы не придумывали сценарии поведения за других? Тогда мы бы не пребывали в иллюзиях и искали другие стратегии общения с людьми. К примеру, вместо привычки обижаться, мы бы завели более полезную — искренне и открыто говорить о своих чувствах и высказывать вслух пожелания.

Но не каждому хочется расставлять точки над «i», ведь сказки и голливудские фильмы демонстрируют нам, что любимый человек должен чувствовать нас, как самого себя, читать наши мысли и предупреждать желания... Эти иллюзии напоминают идеальную «инструкцию к препарату», где нет никаких побочных эффектов и передозировок.

А ведь в реальной жизни, прежде чем понять схему человеческого поведения, необходимо на опыте узнать, что нравится человеку, а что — нет, что он желает получить, а что причиняет ему боль. И если внимательно понаблюдать за нарождающимися обидами — можно получить массу полезной информации, которая поможет понять оппонента и подстроиться под него. К примеру, если бы девушка-первостольник отбросила в сторону эмоции, она бы заметила, что ее клиент выражает открытое недоверие и грубость не лично к ней, а к медицине и фармацевтической промышленности в целом по причине того, что он испытывает финансовые трудности. Ему гораздо проще прийти в аптеку, где «продавец» отпустит ему дешевое лекарство по рецепту и не станет «раскручивать» на дорогой аналог. А если дешевое лекарство не поможет, виноват будет доктор, который его выписал. Вот так и происходит чаще всего в повседневной жизни: два безответственных человека встретились и ничем не смогли помочь друг другу.

Возможен ли другой вариант? Разумеется. Если клиент решит сам отвечать за свое здоровье, он поймет, что первостольник в аптеке, решивший прокомментировать рецепт, — вовсе не враг, а друг, пытающийся донести до него некую информацию. И, возможно, в процессе этого разговора клиент узнает о новом препарате, более качественном, более дешевом, более современном. Что получит девушка-первостольник, если вместо обиды вежливо отпустит клиенту нужный препарат, а с собой даст информационную листовку о более современном аналоге? Прежде всего девушка получит опыт молчаливого понимания. Еще она получит профессиональную отдачу, поскольку сделала все возможное, чтобы помочь пациенту. И, возможно, она получит приятный бонус, когда клиент воспользуется ее информационной листовкой и вернется с благодарностью.

Это и есть тот самый путь, который способен превратить семена разрушительной обиды в прогрессивные ростки. Все дело в том, чему мы позволим прорасти.

Нет комментариев

Комментариев: 0

Вы не можете оставлять комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.