Нужен ли наставник для неопытных первостольников?
Человек — существо социальное. Поэтому, попадая в новую среду, он пытается стать ее частью, понять принятые в новом социуме законы и правила, а также неизбежно находит для себя пример для подражания. Это диктуют ему законы природы, убежать от которых никак невозможно.
Особенно подвержены этому молодые люди, поскольку у них еще не сформировалось четкое понимание того, что именно включает в себя та или иная модель поведения. И именно в этом кроется ответ на вопрос, каким специалистом станет вчерашний выпускник. Если он попадет под влияние опытного, ответственного профессионала, который привьет ему высокие стандарты работы с препаратами и покупателями, то спустя всего год-полтора мы получим активного, уверенного в себе и своем профессиональном выборе первостольника. А если он столкнется с примером в виде демотивированных, испытывающих стойкую неприязнь к своей работе и к покупателям сотрудников, то спустя несколько мучительных для него лет он, скорее всего, вообще сменит свой белый халат на что-то другое.
Эффективно выстроенная система наставничества позволяет повысить качество подготовки нового персонала, повышает эффективность внедрения стандартов обслуживания покупателей и процесса формирования новых профессиональных знаний. Также она оказывает положительное влияние на корпоративную культуру, способствует укреплению межличностных коммуникаций в коллективе, снижает чистоту и глубину конфликтов как между отдельными сотрудниками, так и между сотрудниками и коллективом.
Показательным является снижение уровня «текучки» в трудовых коллективах, имеющих сильный институт наставничества. Это объясняется более легким и более полным погружением новичков в коллектив, снижением вероятности развития демотивационных процессов и, как следствие, меньшими шансами на отторжение новых сотрудников уже сформировавшимся коллективом.
Важной является возможность оценить и самих наставников, поскольку в процессе наставничества первостольники демонстрируют свои коммуникативные и лидерские качества, способность к обучению персонала, умение находить общий язык с новыми людьми, т.е. фактически при взаимодействии с новичками сотрудник-наставник показывает нам именно тот набор качеств, которые в высшей степени полезны для любого руководителя. А значит, внимательно наблюдая за работой наставников, менеджмент аптечной организации имеет уникальную возможность сформировать управленческий кадровый резерв и многократно снизить риски продвижения на руководящую работу неподходящего для нее персонала.
Подбор наставников — это кропотливая процедура, требующая тщательной и взвешенной оценки каждого претендента. Идеальный наставник должен обладать высокой профессиональной компетентностью, иметь стаж работы в организации не менее двух-трех лет, быть дисциплинированным и организованным, уметь общаться с окружающими, пользоваться у коллег авторитетом, обладать эмоциональной устойчивостью и позитивным отношением к жизни, а кроме того, иметь желание быть наставником и педагогом для новых членов коллектива.
Поиск готовых наставников — дело трудное и подчас неблагодарное. Поэтому в практике бизнес-организаций сегодня все более широкое распространение получает процедура обучения наставников из сотрудников, потенциально способных ими стать.
В ходе такого обучения будущие наставники получают знания в области педагогики, психологии и конфликтологии, знакомятся с понятием наставничества и методами наставничества, изучают программу обучения и оценки стажеров, профессиональные стандарты, действующие в аптечной сети, должностные обязанности наставников и положение наставников в структуре всей фирмы в целом.
Важная составляющая обучения — формирование у будущих наставников позитивного отношения к этой процедуре и создания у них уверенности в том, что статус наставника в организации является не неким «ярмом» в нагрузку к основным обязанностям первостольника, а особым знаком доверия со стороны руководства компании, знаком, означающим, что их заметили, выделили из общей массы и рассматривают в качестве будущих лидеров, менеджеров, руководителей.
Нет комментариев
Комментариев: 0