Ошибка президента

13.02.2017
00:00
Вопрос цены лекарственных препаратов становится остросоциальным и привлекает к себе все больше и больше внимания. Ценами недовольны все — как потребители, так и производители. Нет конца активным предложениям со стороны регуляторных органов, а контролирующие органы с ног сбились в поиске нарушений в системе закупки лекарственных средств. И как все значимые социальные явления, проблема стоимости лекарств привлекла внимание руководителей государств. И с политического олимпа прилетело несколько молний, сопровождающихся грозными раскатами грома.

В последнее время участились обращения к фармацевтической области с высоких политических позиций. Общий посыл: имейте совесть, снизьте цены! Понятен мотив такого рода выступлений — электорат должен по достоинству оценить заботу о своем здоровье и кошельке. В начале 2017 г. наш глава государства потребовал выяснить, была ли завышена стоимость препаратов, и поручил правительству пересмотреть цены на жизненно необходимые лекарства и проверить все госзакупки медикаментов. Если кто-то думает, что в результате пересмотра цены хотя бы на один препарат будут скорректированы в сторону увеличения, то этого человека трудно упрекнуть в излишнем пессимизме. Плавали, знаем. Пересмотр цен приводит к росту только на бензоколонках и в ЖКХ. А для фармотрасли (чтобы не было иллюзий, отдельно пояснили) предполагается, что после выполнения поручений жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты (ЖНВЛП) должны стать дешевле — поскольку будет ограничена рентабельность производителей, процедура формирования цен на медикаменты будет прозрачнее.

Ну и, чтобы все сомнения развеялись окончательно, пообещали, что всех госзаказчиков и фармкомпании, которые в ходе тендеров завышали цены на лекарства, проверят правоохранительные органы. То есть в нашей стране пошли привычным путем равноправного диалога и поиска компромиссов с отраслью, с привлечением Федеральной антимонопольной службы, Минздрава, Минпромторга и Минэкономразвития. Упомянутые выше правоохранительные органы должны обеспечить явку и гибкую позицию на переговорах представителей фармацевтических компаний.

Чуть южнее, но в рамках созданного ЕАЭС, другой президент также обратил внимание на здравоохранение. Глава Казахстана в своем послании недвусмысленно предложил ввести законодательное регулирование цен на все лекарственные средства. По сравнению с таким тотальным регулированием российский контроль цен на жизненно важные и необходимые лекарственные препараты выглядит либеральной вольницей.

Такие меры — жесткое регулирование цен — можно было бы объяснить устойчивостью административного подхода в решении экономических проблем на постсоветском пространстве. Ан нет! Чуть позже, немного поколебавшись, к президентам России и Казахстана присоединился свежеизбранный Президент США. Как сообщил Bloomberg, Дональд Трамп выступил с резкой критикой фармацевтических компаний, заявив, что «им сходит с рук убийство». По сообщению агентства Reuters, он призвал снизить цены на продукцию и вернуть производство лекарственных препаратов в США. Даже в пункте о производстве сквозят знакомые нотки локализации, а уж в вопросе цен — полное совпадение. Столь высокую солидарность лидеры стран обычно демонстрируют только в отношении международного терроризма — неужели отношение к фармацевтической отрасли по накалу приближается к взглядам на всем известные запрещенные у нас в стране организации?

Впрочем, при всем сходстве обращений президентов разных стран к фармотрасли есть нюансы. Если у нас к фармотрасли обращаются заочно, то Трамп свои резкие выпады озвучил не на встрече с конгрессменами, а пригласив к себе генеральных директоров компаний Novartis, Merck, J&J, Celgene, Eli Lilly, Amgen и Pharma Industry Group. На нашем континенте предлагают фармкомпаниям снизить цены и, следовательно, прибыль, не предлагая ничего взамен. А ведь широко известен тот факт, что в стоимости лекарственного препарата львиную долю занимает стоимость вывода его на рынок. Чтобы пройти все стадии регистрационного процесса, нужно вложить столько средств, что у фармкомпаний остается только два выхода: либо вернуть деньги за счет высоких цен и заново запустить процесс разработки новых препаратов, либо прекратить вкладывать ресурсы в новые разработки и включить режим жесткой экономии. Бизнесмен по натуре, Трамп подсластил пилюлю главам фармкомпаний, пообещав взамен низких цен и локализации снижение налогов и упрощение процедур выхода на рынок новых препаратов. По словам Трампа, он намерен существенно снизить бюрократические барьеры, а также создать условия для конкуренции между компаниями на американском рынке. «Мы должны сокращать регулирование», — сказал Трамп.

Слыша подобные речи, наши чиновники наверняка ехидно ухмыляются. Господи, какая наивность! Какое заблуждение, какая роковая ошибка! Оптимизировать налоги ведь можно без всяких дополнительных льгот. А как снижение барьеров и уровня регулирования может привести к снижению цен — без учета и контроля капиталист в погоне за прибылью всех родных продаст. Так ведь еще недавно учили нас на кафедрах политэкономии. Ну как без помощи ФАС и правоохранительных органов можно убрать многочисленные нули на ценниках в аптеках?! Недаром же в нашем армейском фольклоре родился анекдот: «Товарищ прапорщик, остановите поезд. — Поезд, стой! Ать-два!» Так и с ценами. Главное — дать поручение нужным министерствам.

Нет комментариев

Комментариев: 0

Вы не можете оставлять комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.