Дмитрий Карпов,Директор аптечной сети «Диолла» (Екатеринбург)

Фармацевтическая розница нуждается в административной поддержке. Объединение усилий бизнеса и власти реально. В историческом плане я оптимист – считаю, что все проблемы решаемы, а трудности отсеют слабых игроков и укрепят эффективный фармацевтический бизнес.
На фоне роста оптовых и розничных продаж, который мы наблюдали в конце 2008 года, может показаться, что причин для беспокойства нет. Однако негативные тенденции уже заметны.
Первая – серьезный рост цен на лекарственные средства, БАДы и изделия медицинского назначения, составляющие основную часть аптечного ассортимента. Свою роль здесь сыграло и падение курса рубля, и инфляционные ожидания, заставляющие производителей и дистрибьюторов закладывать в цену дополнительные риски. Если в октябре-ноябре мы продавали лекарства по 100 рублей с учетом розничной наценки, то в декабре 100 рублей – это уже оптовая цена дистрибьютора. Рост стоимости базового ассортимента на фоне уменьшения покупательской способности приведет к снижению объема продаж в натуральном выражении.
Вторая тенденция – изменение структуры спроса. Из-за роста цен от части дорогостоящих позиций покупателям придется отказаться – топ-лист наиболее востребованных лекарств существенно изменится – произойдет замещение дорогих препаратов более дешевыми. А продажа дешевых лекарств аптекам невыгодна – слишком велики затраты на обработку единицы товара.
Тем самым доходность аптечного бизнеса будет снижаться.
Третья тенденция – наметившееся сокращение продаж нелекарственного ассортимента, прежде всего, косметики и товаров для здоровья.
Наконец, изменятся взаимоотношения в товаропроводящей цепочке «дистрибьютор – розница»: для аптек вырастет стоимость товарных кредитов, будут выставляться более жесткие условия по отсрочке платежей, что также приведет к дополнительному обнищанию аптек.
Если все оставить как есть, мы получим замкнутый круг проблем.
Так какую помощь может оказать власть аптечным сетям?
На мой взгляд, есть три направления.
Первое – отказ от тотального ценового регулирования лекарственного ассортимента и изделий медицинского назначения. Очевидно, что в условиях кризиса необходимо определить, на какие лекарства цены повышать нельзя. Тут даже придумывать ничего не придется – это список ЖНВЛС. Лечение тяжелых заболеваний, входящих в список льготного отпуска, уже финансируется за счет федерального и региональных бюджетов. Остальные препараты должны продаваться по свободной цене, чтобы аптеки не работали на пределе рентабельности. Этот вопрос можно решить на уровне администрации Свердловской области. Необходима только политическая воля.
Второе направление – переход от разрешительной системы формирования аптечного ассортимента к запретительной. Проще составить перечень товаров, которыми аптеки не могут торговать, позволив аптекам самим решать, что пускать в продажу.
И, наконец, коль скоро аптечный бизнес признается социально-значимым, государству было бы логично создать механизмы выделения фармацевтической рознице денежных кредитов на льготных условиях.
Разумеется, я далек от мысли, что помощь со стороны государства придет незамедлительно, однако, если не принять соответствующих мер, то сократится количество аптечных учреждений – в первую очередь, в небольших городах и поселках, а также, возникнут серьезные проблемы с поддержанием должного ассортимента. Это все ставит под угрозу один из основных принципов здравоохранения – оказание населению доступной и квалифицированной фармацевтической помощи.
Нет комментариев
Комментариев: 0