Андрей Осипов: «Примеры грамотных подходов к системе отчетности в маркировке единичны»
Гонка со временем
— Как вы оцениваете текущую готовность рынка к началу работы с маркированными лекарственными препаратами?
— Остановлюсь на особенностях входа в проект фармпроизводителей и дистрибьюторского звена (проблемы аптечной розницы требуют специального анализа). И здесь, как часто случается, у меня две новости. Начну с плохой. Существенная часть производителей и дистрибьюторов на данный момент довольно плохо представляют внедренческие фазы готовых к эксплуатации решений по сопровождению прослеживаемости (отчетности в СМДЛП), и, как следствие, не готовы к реальному комплексному операционному циклу работы с маркированной продукцией.
Беспокойства добавляет факт, что у многих преобладает подход «начать отчитываться в срок» и не более. А насколько решение будет гибким и готовым трансформироваться под меняющиеся реалии бизнес-среды? Какие возможности открывает прослеживаемость для экономии и более эффективного управления цепочкой товародвижения? Примеры грамотных подходов компаний с учетом этих вопросов, к сожалению единичны.
Теперь хорошая новость. За предстоящие пять с половиной месяцев (с учетом возможностей торговли буферными стоками) многое, практически все, можно успеть сделать. Мы готовы в эти месяцы тратить время и дополнительные ресурсы на консультационную работу. У нас уже есть опыт и комплексных внедрений, и взаимодействия с глобальными поставщиками решений по прослеживаемости. Кроме того, мы разрабатываем предложение для производителей по аутсорсингу отчетности на нашем участке товаропроводящей сети, и будем готовы его представить уже в феврале. Главное сейчас — трезвая оценка ситуации со стороны локальных проектных команд производителей-импортеров, здоровая инициатива с их стороны.
— Какие риски несет упомянутый вами подход «нужно только отчитываться»? Что ожидает вас, как 3PL оператора, в этом случае?
— Во-первых, даже в тактическом горизонте, это более дорогой подход. Стремление к простоте и дешевому, с единичным опытом внедрений, поставщику решений — огромная ошибка, даже с точки зрения будущей техподдержки. Как она может быть устойчивой при таком рискованном подходе?
Далее — практически любое изменение внутреннего бизнес-процессинга, коммерческих схем и условий, требований регулятора, приведет к необходимости доработок, часто масштабных и все более затратных. При возрастающей общей волатильности и скорости перестройки индустрии и рынка, выбор рискованных решений обречен на пересмотр.
Теперь об аспекте комплексности. Чисто последовательный подход «выполнение операции — отсылка отчета» обречен на проигрыш конкурентам, которые строят работу с асинхронными потоками данных по логистической переработке, подготовкой и внутренней проверкой отчетных данных перед отсылкой в СМДЛП. И здесь можно говорить об увеличении чисто логистической составляющей стоимости обслуживания — потенциально она возрастет в разы.
Это нас и беспокоит: с началом массовой работы с маркированной продукцией поставщики «захлебнутся» с расследованием инцидентов, ошибками ручного сопровождения, ожиданием последовательных обратных сигналов от СМДЛП. Все это в логистическом смысле — взрывообразный рост карантинных объемов, приостановка отгрузок, дополнительные объемные трансформации и операции с товаром.
Еще раз призываю производителей к трезвой и быстрой оценке реалий. Время еще есть.
Движение вверх
— Недавно было объявлено о завершении создания решения СТТ компании «ФармаТрейс» по сопровождению отчетности в СМДЛП для Servier. Каково ваше участие в этом проекте?
— ГК «Сантэнс», как 3PL оператор для Servier, участвовал во внедрении и тестировании системы. Мы уверены, что это решение свободно от всех рисков, перечисленных выше. За ним не просто огромный операционный опыт, который передан команде «ФармаТрейс», но и собственная постоянная на протяжении трех лет наработка компетенций. Важно, что продемонстрировано и умение правильно взаимодействовать с глобальным поставщиком решений по прослеживаемости в угоду, прежде всего, задачам проекта и реалиям российского рынка.
— Какие дополнительные возможности открывает маркировка для фарминдустрии?
— Этот вопрос заслуживает отдельного и подробного разговора. Если коротко, производители больше всего сейчас сосредоточены на возможностях, связанных с получением информации — это оправдано, это первый базовый шаг. Товаропроводящая цепочка станет прозрачной для них. Но наибольшие потенции связаны с тем, что последует далее — с возможностями проактивного управления этой цепочкой и онлайн взаимодействия с ритейлом и конечным потребителем — пациентом. В этом определяющая ценность общей цифровой трансформации индустрии.
Нет комментариев
Комментариев: 0