Арифметика успеха

25.05.2020
10:04
В 2019 году компания «Сотекс» (ГК «Протек») отметила свое 20-летие. За короткий срок она прошла колоссальный путь от контрактного производства до создания собственных продуктов и поставок препаратов на зарубежные рынки. Сегодня в портфеле инновационного и во всех смыслах социально ориентированного предприятия порядка 150 наименований продукции. Каковы слагаемые успеха, что предстоит сделать, чтобы не просто сохранить его, но и преумножить, разбирался «ФВ».

Почувствуйте разницу

«ФармФирма «Сотекс» была основана в 1999 году и первоначально занималась упаковкой препаратов зарубежных производителей. Спустя шесть лет в Сергиево-Посадском районе Московской области компания запустила собственный комплекс полного технологического цикла производства лекарственных препаратов.

«Большинство крупных зарубежных компаний имеют 100—200-летний опыт. За это время они уже сформировали «народные/международные марки» лекарственных препаратов, — напоминает генеральный директор «Сотекса» Вадим Яцук, который руководит компанией более пяти лет, — и выпускают эти марки на одном заводе для 60—70 стран. А нам всего лишь 20 лет, и мы пытаемся делать на одном предприятии 60 продуктов для одной страны. Ни одна международная компания не делает такого количества трансферов новых продуктов, как это делаем мы. У кого себестоимость будет лучше? Почувствуйте разницу».

Яцук признает, что идти по пути производства дорогих препаратов и быстро окупать вложения очень сложно. Конкуренция на фармрынке сегодня такая, что дорогих лекарств почти не остается. Государство предпринимает усилия для того, чтобы препараты становились доступнее по цене.

В этом смысле Россия занимает передовые позиции на мировой арене, подчеркивает Яцук. Для сравнения: другие страны только делают шаги в этом направлении. С точки зрения потребителя и бюджета это очень хорошо. Но со стороны инвестиционной привлекательности бизнеса — не очень.

1871_oooo.plus.png (82 KB)Вадим Яцук: «Новые идеи, продукты, технологии и в дальнейшем будут двигать нас вперед».

Отстроиться от конкурентов

Банально, но чтобы деятельность приносила прибыль, а продажи росли, необходимо иметь очевидные конкурентные преимущества, заметно отличаться от других производителей и расширять географию сбыта. «Сотекс» сделал ставку на создание новых решений, которые одинаково привлекательны и интересны и профессионалам фармрынка, и пациентам. Лекарственные формы, дозировки и фасовки препаратов подобраны таким образом, чтобы они были удобны и пациентам, и врачам, и среднему медицинскому персоналу. Особое внимание уделяется качеству фармацевтической продукции. Общая численность сотрудников завода «Сотекс» — около 500 человек, более 100 из них заняты в различных подразделениях службы качества.

Лекарственные формы, дозировки и фасовки препаратов подобраны таким образом, чтобы они были удобны и пациентам, и врачам, и среднему медицинскому персоналу. Особое внимание уделяется качеству фармацевтической продукции. Общая численность сотрудников завода «Сотекс» — около 500 человек, более 100 из них заняты в различных подразделениях службы качества.

Соответствие производства «Сотекс» надлежащей производственной практике подтверждают ведущие экспертные организации. Российский инспекторат в 2015 году дал оценку, по результатам которой Министерство промышленности и торговли РФ выдало положительное заключение. «Получение российского стандарта GMP дало нам возможность в дальнейшем получать другие сертификаты, так как мы уже были готовы к этому, устранив все замечания ранее», — рассказал глава компании. Так, в конце 2016 года ампульное производство «Сотекса» было сертифицировано португальским Национальным институтом фармации и лекарственных средств (Instituto Nacional da Farmácia e do Medicamento, Infarmed). По результатам повторной инспекции завода в 2019 году действие сертификата было продлено. Также в октябре 2019 года дополнительно получен сертификат GMP EC хорватского Агентства по медицинским продуктам и изделиям медицинского назначения (Agencija za lijekove i medicinske proizvode).

«Мы получили опыт регистрации лекарственных препаратов в Евросоюзе, — резюмировал генеральный директор. — Это был вызов, который мы приняли, и теперь готовы поставлять не только в страны ближнего, но и дальнего зарубежья». Сегодня продукция «Сотекса» поставляется более чем в 16 стран.

Плюсы маркировки

В проект по внедрению маркировки лекарственных препаратов «Сотекс» включился в числе «пионеров», а первая партия промаркированных лекарств сошла с конвейера в августе прошлого года.

Проект идет нелегко, не все сложности удалось решить. Маркировка ЛП в перспективе обязательно предоставит новые возможности, убежден Яцук.

Основной целью внедрения маркировки был и остается полный контроль движения лекарственных препаратов на всех этапах от производителя к потребителю. Получение данной информации одинаково важно для всех без исключения звеньев этой цепи.

09-1.jpg (401 KB)

В ходе маркировки государство получает полный контроль за оборотом лекарственных препаратов, потребитель — уверенность в качестве лекарств, производитель — возможность более детального управления своим товарным запасом: можно видеть, какое количество товара находится у дистрибьюторов и в аптеках, сколько продукции уходит из аптек и лечебных учреждений, т.е. каково реальное потребление лекарств.

Такая информация позволяет точно реагировать на спрос, сезонные колебания и т.д., что в свою очередь дает возможность более точного планирования производства и удовлетворения спроса.

Идея была заложена при созда­нии проекта маркировки, и важно, чтобы она сохранилась после окончательной реализации данного проекта. Для производителей процесс внедрения маркировки ЛП действительно непростой, но выгоды от ее внедрения при сохранении основных идей, заложенных при создании, очевидны.

Сила в движении

С 2005-го по 2019 год оборот «Сотекса» увеличился в 10 раз — с 1,5 млрд до 15 млрд руб. Компания остается одним из ведущих отечественных фармпроизводителей и основным предприятием производственного сегмента ГК «Протек». Лекарственные препараты, которые выпускает «Сотекс», входят в TOP10 среди назначений неврологов, ревматологов, хирургов, нефрологов. По мере расширения портфеля бренд компании становится известен представителям и остальных медицинских специальностей. В ближайшие четыре года «Сотекс» планирует реализовать более 50 проектов, подразумеваю­щих выпуск новых продуктов в разных терапевтических областях.

Производственный сегмент ГК «Протек»: С 2005-го по 2019 год оборот «Сотекса» увеличился в 10 раз — с 1,5 млрд до 15 млрд руб. С момента приобретения ГК «Протек» оборот производственного комплекса «Рафарма» вырос со 130 млн руб. в 2017 году до 1 млрд — в 2019-м.

«В чем концепция развития производственного сегмента ГК «Протек»? — задается вопросом Яцук. — В движении. Постоянно появляются новые идеи, новые направления, новые продукты, которые могут в любой момент стать основным драйвером».

Так, в 2017 году производственный сегмент ГК «Протек» укрепил свои позиции за счет приобретения инновационного фармацевтического комплекса полного цикла «Рафарма». Завод «Рафармы» изначально спроектирован и функционирует в соответствии с требованиями GMP EU и имеет оптимальную планировку — пять отдельно стоящих цехов с изолированными системами воздухо- и водоподготовки. На оборудовании ведущих европейских концернов выпускаются препараты практически во всех видах лекарственных форм. «Благодаря этому вопрос с развитием собственных производственных площадок по выпуску самых разнообразных медикаментов решен на много лет вперед, но это нас не останавливает, — добавил он. — Новые идеи, продукты, технологии и в дальнейшем будут двигать нас вперед».

09-2.jpg (757 KB)

Человеческий потенциал

Закономерно, что главным своим ресурсом компания считает кадры — квалифицированных специалистов. Можно иметь завод и хороший продукт. Но без людей, которые постоянно что-то предлагают, улучшают, совершенствуют, предприятие не сможет развиваться.

«Если мы видим, что сотрудник не справляется с поставленными задачами, то не торопимся с ним расставаться, — признается Яцук. — Мы стараемся не делать поспешных заключений о профнепригодности, смотрим на это иначе: у человека другой потенциал, другая энергетика. Важно использовать его сильные и слабые стороны, найти им применение, необходимо создать мотивацию и подобрать то, что вызовет эмоциональный отклик. Это позволит человеку максимально проявить себя, раскрыть свои таланты, что в свою очередь и станет самым ценным для компании, придаст ускорение бизнесу».

«ФармФирма «Сотекс» — основа производственного сегмента ГК «Протек». С приобретением завода «Рафарма» производственные мощности ГК «Протек» составляют 1,5 млрд таблеток, 180 млн твердых капсул, 143 млн ампул, 18 млн саше, 62 млн флаконов для инъекций, 13 млн преднаполненных шприцев, 10 млн флаконов для суспензий, 7 млн мягких форм, 220 кг субстанций химического синтеза.

«Сотекс» активно занимается благотворительностью совместно с благотворительным фондом «Протек», а также развивает собственные проекты. В прошлом году реализована благотворительная программа «Хондроград — добрый город». В рамках программы, название которой созвучно с известным брендом, адресную безвозмездную помощь получили пожилые люди из интернатов и домов престарелых в различных регионах страны. В 2019 году инициатива была отмечена в рамках ежегодной премии «Платиновая унция».

Вадим Яцук мечтает о том, как хорошо было бы жить в стране, где фармкомпании занимались бы профилактической медициной, создавая полезные продукты, действие которых было бы направлено не на лечение заболеваний, а на их предупреждение.

Кризис сделает сильнее

В течение последних месяцев обстановка в России и мире определяется сочетанием целого ряда неблагоприятных факторов: к пандемии COVID-19 добавилось изменение цен на нефть, а за ним и корректировка курса рубля. Однако у каждого кризиса могут быть и позитивные последствия, считает Яцук.

«Преодолевая временные трудности, мы обретаем бесценный опыт и в конечном итоге становимся сильнее, — подчеркнул он. — Уверен, что фармацевтическая промышленность относится к тем отраслям, которые будут развиваться ускоренными темпами на выходе из кризиса, а компании ГК «Протек» не только сохранят, но и укрепят свое положение на российском и международном рынках».

Компании

Нет комментариев

Комментариев: 0

Вы не можете оставлять комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.