Об особенностях карьеры на российском рынке GR

26.08.2018
00:00
Одна из молодых ветвей современного коммуникационного менеджмента – это Government Relations (GR, взаимодействие с органами государственной власти). Что собой сейчас представляет данная отрасль и какие карьерные перспективы она может дать выпускникам российских вузов?

Как известно, корпоративный GR представлен Департаментом по связям с госорганами, он является структурным подразделением крупной корпорации и отвечает за сопровождение ее деятельности в органах государственной власти. Сотрудники департамента (GR-менеджеры) представляют интересы компании в политической среде, отслеживают возможные угрозы для компании от деятельности профильных политических стейкхолдеров, реализуют комплекс специальных мер, чтобы предотвратить реализацию этих угроз, а также ищут потенциальные возможности для компании через ее участие в политических действиях. Во всех крупных корпорациях, ведущих бизнес в России, созданы такие структурные подразделения, их кадровый состав варьируется от нескольких до десятков человек. Самым крупным действующим GR- департаментом в России является GR-департамент компании «Роснефть», известной своей проактивностью при взаимодействии с органами власти.

Общий объем этой отрасли в Москве, по нашим оценкам, составляет 3–4 тыс. человек. Традиционная карьера в GR-департаменте начинается с менеджерской позиции, на нее, как правило, переходят профильные сотрудники регулирующих министерств с 2–3-летним опытом работы. Стартовые оклады начинаются с 200–300 тыс. рублей. Директорский корпус в корпоративном GR может рассчитывать на оклад в 500–700 тыс., вице-президент по связям с госорганами, что является «потолком» в корпоративной карьере на этом уровне, получает 1000+. Как видно, это относительно небольшие, по российским корпоративным меркам, деньги, они значительно уступают вознаграждениям в других менеджерских позициях: финансы, юриспруденция, IT и пр.

Кроме того, в практике современного корпоративного устройства данные структурные подразделения (возможно, вопреки обывательскому мнению) практически не бюджетируются, в отличие, например, от PR-департаментов, где годовые внешние бюджеты могут достигать миллионов долларов. Учитывая традиционную для России особенность «зарабатывать на расходах», этот факт может быть дополнительным минусом при выборе профессии.

Еще одним минусом профессии является отсутствие понятных правил игры на рынке профессионального взаимодействия бизнеса и власти, отсутствие закона о лоббизме, море этических и внутрикорпоративных проблем. Последний скандал с «Пепсико», когда на вице-президента по связям с госорганами компании профильный Россельхознадзор пожаловался в следственные органы за демонстрацию ведомственного ДСП-документа, является хорошим подтверждениям данного тезиса.

Несмотря на все минусы профессии, магия влияния на власть, подпитываемая такими сериалами, как «Карточный домик», всегда будет манить выпускников вузов, а сама профессия, как ее несколько лет назад оценил российский Forbes, будет в топе наиболее перспективных профессий будущего.

Нет комментариев

Комментариев: 0

Вы не можете оставлять комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.