erid: 2VfnxxG3fWx

Ольга Ларина: «Мы выросли в очень конкурентных условиях и укрепляем в них свое лидерство»

23.12.2024
14:06
Фото: Ольга Ларина
Компания «Озон фармацевтика» в уходящем году укрепила свои позиции среди российских лидеров дженерикового сегмента рынка, а также вышла на IPO. В планах производителя — развитие биотехнологий, онкологического направления и вывод новых препаратов. Подробностями поделилась коммерческий директор и член совета директоров Ольга Ларина.

Пространство для возможностей

— С каким настроением компания провожает 2024 год? Каковы его главные итоги и насколько он соответствовал планам?

— Год был успешным. Мы продолжаем инвестировать в развитие наукоемких производств, наращиваем производственные мощности и расширяем ассортимент, чтобы соответствовать растущему спросу.

«Озон фармацевтика» сохраняет лидерство по величине портфеля регистрационных удостоверений, входит в TOP10 фармпроизводителей, работающих на розничном рынке. По прогнозу, рост выручки в 2024 году составит 28—32%. Компания растет быстрее рынка, что подтверждает динамика первых 10 месяцев — 34% роста против 17% по всему рынку лекарств.

Важным событием года для нас стал выход на IPO. Этот шаг открыл принципиально новые возможности для развития компании.

— О размещении акций на бирже как раз хотелось поговорить подробнее. Какие именно перспективы и возможности открылись в этой связи?

— Это самый популярный вопрос, который задают нам сегодня. Если говорить о возможностях, то это, в первую очередь, привлеченный капитал. Но для меня, как коммерческого директора, IPO — это не только возможности, но и ответственность перед инвесторами, которые ожидают от нас реализации стратегии роста и увеличения акционерной стоимости. Это мотивирует нас, и меня в том числе, быть еще эффективнее.

Кроме того, в выходе на IPO есть и социальная миссия. Фарма была почти не представлена на бирже, сама индустрия сложна и достаточно закрыта. Выход на IPO увеличивает требования к уровню нашей открытости. Можно сказать, что мы представляем в глазах инвесторов всю отрасль. Это большая ответственность.

— «Озон фармацевтика» специализируется преимущественно в производстве дженериков. В чем вы видите потенциал этого направления?

— Во всем мире фармкомпании, которые строят бизнес на производстве дженериков, имеют все больше возможностей. Это относится и к российскому рынку. С 2019-го по 2023 год среднегодовые темпы роста продаж дженериков составили 17%, а прирост оригинальных препаратов — 12%. Произведенные в России дженерики росли в среднем по 29% в год. Их доля за четыре года выросла с 30 до 45%, а к 2030 году, по прогнозам AlphaRM, увеличится до 56%.

Еще один важный фактор состоит в том, что создание инновационных препаратов требует существенно бóльших инвестиций в R&D, чем у дженериков. При этом гарантии успеха отсутствуют. Чтобы оригинальный препарат окупился, нужен большой рынок сбыта за пределами национального, а экспортный рынок у нас только формируется. «Озон фармацевтика» специализируется на производстве дженериков с 2003 года и сейчас среди лидеров по размеру портфеля и по объему продаж. Мы изначально выбрали понятную и надежную модель бизнеса, преуспели в ней и продолжаем развиваться.

— Насколько важна для «Озон фармацевтика» экспортная составляющая?

— Мы пока только начинаем работу с экспортным направлением, и экспортные отгрузки занимают менее 1% в выручке компании. Нельзя просто взять и начать экспортировать лекарства в другие страны, везде есть особенности рынка и регуляторики.

В то же время проделана значительная работа по признанию качества наших препаратов и условий их производства. Это ключевой этап для формирования экспортной базы. В свое время «Озон фармацевтика» стала одной из первых двух российских фармкомпаний, получивших регистрацию в ОАЭ. Сегодня наши производственные площадки «Озон» и «Озон Фарм» имеют подтвержденные сертификаты стандарта GMP и в других странах дальнего зарубежья — всего их более 20.

Наработанное преимущество

— Тема импортозамещения сейчас как никогда актуальна. Как трансформировалась ваша стратегия в условиях новых реалий?

— «Озон фармацевтика» придерживается выбранной стратегии, а не основывается на уходе иностранных производителей или ослаблении конкуренции. Мы выросли в очень конкурентных условиях и продолжаем в них закреплять свое лидерство.

МНН-препараты продолжают оставаться основой продуктового портфеля, их доля в структуре выручки составляет 82,2%.

У нас сейчас 517 регистрационных удостоверений, более 30 дженериков находятся в процессе исследований, свыше 200 препаратов — в разработке.

Перспективу мы видим в развитии онкологического направления и биотехнологий. Особое внимание при этом уделяется развитию двух активов. Это «Озон Медика» — обособленное специализированное производство онкологических препаратов, которое сейчас строится в особой экономической зоне «Тольятти»; «Мабскейл» — наша дочерняя компания, сфокусированная на создании полного цикла производства моноклональных антител.

Наше развитие идет в ногу с интересами государства и общества — снижением зависимости от импорта и обеспечением людей доступными препаратами.

— Как развивается ваше сотрудничество с аптечными сетями и каким форматам взаимодействия вы отдаете предпочтение?

— Доля розничного направления в выручке компании основная — от способности реализовывать свои преимущества при работе с аптеками во многом зависит наш успех.

Важнейшим инструментом продвижения продуктов для нас остается Product и Price (препарат/портфель препаратов и цена). Компания предпочитает разумную оптимизацию расходов агрессивной рекламной политике.

Нам удалось создать коммерческую стратегию, благодаря которой с нами комфортно работать аптечным сетям любого уровня. Задача партнерства — максимально учесть возможности и задачи обеих сторон при формировании предложений. Конечная цель — доступность продукции для потребителя и взаимовыгодное сотрудничество с аптечными сетями. Не менее важно для компании партнерство с дистрибьюторами.

Результаты нашей работы говорят о том, что приоритеты расставлены верно, и в новом году фокус остается на партнерстве — это ключевая линия стратегии-2025.

Реклама, «Озон Фармацевтика»

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.