От таможни до клиента

13.05.2019
00:00
Мониторинг движения лекарственных средств кардинально изменит российскую фармотрасль. 

С 1 января 2020 г. в России стартует система мониторинга движения лекарственных препаратов (СМДЛП). Она затронет все звенья товаропроводящей цепи. Какой участок этого процесса может взять на себя логистический оператор? В рамках рубрики «У редакционного камина» об этом рассказал генеральный директор компании «Сантэнс Логистик Груп» Андрей Осипов

Обогащенные события 

– Каковы приоритеты вашей компании сейчас? 

– «Сантэнс» – самый крупный оператор в фармацевтическом предопте в РФ, через наши склады проходит существенная часть оборота коммерческого и госпитального секторов на входе в рынок. В логистике мы занимаемся только фармой. Зона нашей ответственности – от таможни до отпуска товара клиенту по указанию производителя. Наш приоритет неизменен – это качество в обслуживании наших клиентов, среди которых более 50 крупных производителей и импортеров. 

– Помимо внедрения и тестирования оборудования на производстве, у фармкомпаний могут возникнуть проблемы с интеграцией систем из-за разнообразия ERP-систем, низкой степени автоматизации, а также отсутствия в учетных системах ряда сведений, которые необходимо передавать в СМДЛП. Насколько это серьезные проблемы? 

– У нас есть достаточно продвинутые решения, которые сопровождают нашу логистическую деятельность и помогают клиентам правильно и своевременно отчитываться регулятору в будущей системе МДЛП. Мы постоянно занимаемся интеграцией наших WMS-систем с учетными системами клиентов, поэтому интеграционно-внедренческий цикл, несмотря на разнообразие ERP-клиентов, не проблема. 

Российская инфосистема мониторинга – событийно-информационная. То есть каждый шаг обогащается дополнительными данными, и, как правило, это данные из учетных систем самого участника рынка, который подотчетен. И это сейчас самая серьезная проблема. На ее решение ориентированы наши специальные разработки, предлагаемые клиентам. Мы создали три типа программных продуктов, каждый из которых решает конкретные задачи, а в целом они закрывают весь комплекс по сопровождению этой отчетности. Первое решение позволяет считывать двумерный DataMatrix-код и понимает, какую информацию из него можно извлекать. Второе – коробочное решение – «ФармКоннектор». Оно позволяет правильно преобразовывать данные, подготавливать их и отправлять дальше в необходимом регулятору виде. 

Но передаваемую в СМДЛП информацию надо обрабатывать и обогащать, а еще лучше анализировать на предмет того, чтобы она была последовательной и непротиворечивой. Для этого у нас есть третье, облачное решение, мы его называем Check Track&Trace. Например, простой факт ввода товара в оборот, приемки его на склад после таможенного склада подразумевает, что сообщение в госсистему должно быть дополнено номером таможенной декларации, данными о сертификате, цене, инвойсе, если товар идет из-за рубежа, и, наконец, данными о процессе таможенной очистки. Все это можно извлекать из учетных систем клиента – интегрироваться с учетной системой, брать данные и отсылать их. Но на основе нашего продукта возможна иная реализация. «Умная шина», как мы ее называем, не отправит информацию, не проверив ее на полноту и не предложив участнику, который отвечает за отсылку этих данных, дополнить недостающую информацию, чтобы получить одобрение на дальнейшее движение товара. Мы завершили цикл обработки, испытания и внедрения на примере одного клиента. Все обогащенные события мы успешно передаем и получаем от системы одобрение на дальнейшее движение. 

Приемка и отпуск 

– Проведенные тесты показывают, что основная причина отказа в приеме сообщений в инфосистеме МДЛП – нарушение порядка следования операций при их регистрации. Какими решениями возможно избавиться от этих «детских болячек»? 

– Важно научиться преобразовывать этот асинхронный по природе поток в правильную последовательность общения с системой мониторинга. Продукт Check Track&Trace может это делать. Он выстраивает правильные технические и бизнес-последовательности: взаимодействует с системой, знает историю, понимает, каким будет следующий шаг, и получает одобрение. При этом склад действует в обычном режиме. 

– К маркировке меньше всего готов фармритейл, по признанию оператора ЦРПТ. При этом сети используют горизонтальную логистику, чтобы не накапливать дефектуру. Могут ли возникнуть проблемы при внутренней логистике лекарств? 

– И да, и нет. Я бы не драматизировал ситуацию. Для розницы регулятор разработал так называемый механизм обратного акцепта. По сути, основные операции фармритейла – приемка и фактический отпуск конечному потребителю. С этой точки зрения от нуля до нормального статуса – установки оборудования и программного обеспечения – три-четыре месяца. 

Однако при горизонтальном перемещении товара могут возникнуть трудности, связанные с тем, что формально для аптек оно невозможно, если, например, перемещение происходит между юридическими лицами. Теоретически предполагаются и другие проблемы, особенно на начальном этапе. Мы ожидаем, что первые периоды после введения системы на розничном уровне будет большое количество возвратов, потому что выяснять причину некорректности предшествующих шагов в отчетности достаточно затратно по времени и усилиям. В этой ситуации рекомендация для аптечных сетей – выбирать проверенных и твердо стоящих на ногах поставщиков. 

В интересном месте 

– Как вы оцениваете перспективу роста количества и объемов прямых контрактов между производителем и розницей в связи с введением СМДЛП? 

– С прошлого года к нам поступает все больше запросов от производителей, связанных с возможностью прямого обслуживания розницы через логистического оператора. Некоторые производители на уровне глобальных согласований вносят соответствующие изменения в коммерческие политики. Введение системы мониторинга служит акселератором этого процесса. Самые проницательные и опытные производители это понимают. 

Какая здесь связь? То, чем были недовольны производители, – непрозрачность товаропроводящей сети – останется в прошлом. Уже в следующем году где-то (неважно пока, где) будут лежать данные, и они будут абсолютно адекватными, доказуемо валидированными и связанными со всеми деталями трансформации и коммерческими условиями движения упаковки от ввода в оборот до продажи. Вопрос их (данных) доступности – вопрос только времени. Консолидационный процесс в рознице плюс прозрачность дадут старт развитию прямых отношений, потому что все барьеры будут сняты. Если говорить о финансовых рисках, то они станут ниже на два уровня за счет прозрачных, почти онлайн, представлений о том, что происходит на полке. Управлять процессом можно будет практически в онлайн-режиме. С прошлого года мы в этом направлении серьезно развиваемся, стараемся следовать запросам клиентов. 

– Думаю, это позитивная новость как для производителей, так и для фармритейлеров. Организация маркировки – это большая нагрузка для всех, но важно понимать, что есть те, кто знает, как это работает. 

– Мы живем в безумно интересное время и в безумно интересном месте: события, которые будут происходить в фарминдустрии в ближайшие пару лет, не имеют аналогов в мире. Перестройка ожидает всех участников рынка, но в чем я уверен – выиграет в результате конечный потребитель, потому что изменения приведут к более честной и справедливой конкуренции на всех уровнях.

Компании

Нет комментариев

Комментариев: 0

Вы не можете оставлять комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.