С сентября 2011 года в медицинских вузах страны начнется обучение студентов по новым образовательным стандартам

06.07.2011
00:00
 «Подготовка врача нового поколения станет одним из центральных звеньев программы модернизации здравоохранения», - считает замминистра здравоохранения и социального развития РФ Вероника Скворцова. 

Для этой цели в Миндравсоцразвития совместно с Минобрнауки разработаны и внедряются с будущего учебного года новые федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования по специальностям группы «Здравоохранение» третьего поколения.

По словам Вероники Скворцовой, существующий в настоящее время объем практической подготовки в общем объеме учебной нагрузки недостаточен и не позволяет студентам старших курсов участвовать в оказании медицинской помощи, замещать должности средних медицинских работников, а выпускникам – работать на врачебных должностях непосредственно после получения диплома. 

Недостаточность профессиональной подготовки приводит к проблемам в кадровом состоянии системы здравоохранения. Среди них - общий дефицит специалистов со средним медицинским образованием и высшим образованием по определенным специальностям, дисбаланс в распределении медицинских кадров в трехуровневой системе оказания медицинской помощи с нарастающим дефицитом кадров в первичном звене здравоохранения, недостаточный уровень подготовки и квалификации медицинских работников,  постарение возрастного состава медицинских работников (около 30%  достигли пенсионного возраста). На устранение перечисленных проблем и ориентированы новые  стандарты. 

Как сообщили в пресс-службе Минздравсоцразвития России, принципиальным отличием новых стандартов от действующих  является увеличение доли практической подготовки в процессе обучения, начиная с младших курсов, и особенно на старших курсах.  Этим обеспечивается готовность выпускников к самостоятельной профессиональной деятельности в амбулаторно-поликлинических учреждениях (в рамках оказания первичной медико-санитарной помощи) в должностях участкового терапевта, участкового педиатра или амбулаторного стоматолога непосредственно после окончания высшего учебного заведения.

Для определения готовности лица, получившего медицинское или фармацевтическое образование, к практической работе в соответствии с утвержденными стандартами и порядками оказания медицинской помощи будет внедрена новая форма допуска – аккредитация к конкретным видам медицинской деятельности.

Как отмечает Вероника Скворцова, «обучение по новым федеральным государственным образовательным стандартам начнется в медицинских ВУЗах в сентябре 2011 года».

Первый выпуск специалистов,  подготовленных по новым стандартам, планируется в 2016–2017 гг. Таким образом, с 2017 года отпадет необходимость в интернатуре – как в переходном этапе послевузовской подготовки. Выпускник будет готов к профессиональной деятельности сразу после получения диплома, через новую форму допуска специалистов к медицинской и фармацевтической деятельности – аккредитацию, которая в отличие от действующей в настоящее время системы сертификации, будет являться системой допуска к конкретным видам медицинской деятельности.

Предусмотрен также новый модульный принцип последипломного непрерывного образования, основанный на ранжировании длительности обучения в ординатуре (от 2 до 5 лет) в зависимости от сложности и объема осваиваемых компетенций. Аккредитация специалистов к новым видам медицинской деятельности будет осуществляться после первых 2 – 3 лет обучения в ординатуре (в зависимости от терапевтического или хирургического профиля обучения), а затем ежегодно до окончания ординатуры. Таким образом, перечень допусков к видам медицинской деятельности будет расширяться  поэтапно, при этом после первой аккредитации по специальности ординатор сможет уже самостоятельно работать в практике, выполняя конкретные профессиональные обязанности, к которым получил допуск.

«Повышение квалификации медицинских работников будет обязательным в течение всей трудовой деятельности, не реже 1 раза в 5 лет, - считает Вероника Скворцова, - Внедрение системы расширения перечня персональных профессиональных допусков позволит на деле реализовывать стратегию непрерывного медицинского образования для достижения основной цели – обеспечения качества подготовки специалиста, творчески мыслящего и конкурентоспособного».

Нет комментариев

Комментариев: 0

Вы не можете оставлять комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.