Дмитрий Медведев подписал Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»
22.11.2011
00:00
Федеральный закон принят Государственной Думой 1 ноября 2011 года и одобрен Советом Федерации 9 ноября 2011 г.
Федеральным законом регулируются отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации.
Законом определены, в частности, понятия: «здоровье», «охрана здоровья», «медицинская помощь», «профилактика», «лечение», «пациент», «медицинский работник», «фармацевтический работник», «лечащий врач», «заболевание», «качество медицинской помощи», «медицинские изделия», «медицинская реабилитация», «медицинский осмотр», «диспансеризация».
В соответствии с законом основной объем полномочий по организации медицинской помощи будет передан с муниципального уровня на региональный. Закон вводит механизм управляемого выбора врача и медицинской организации с учетом необходимых сроков оказания медицинской помощи, необходимой компетенции медицинских работников и необходимого диагностического и лечебного оснащения.
Кроме того, вводятся единые для страны порядки и стандарты оказания медицинской помощи. Закон обязывает медицинские организации страховать свою гражданскую ответственность перед пациентами. Под действие закона попадет как государственная, так и частная медицина.
Закон регулирует вопросы донорства и трансплантации органов и тканей человека, проведения и прекращения реанимационных мероприятий, обращения медицинских изделий и обращения с медицинскими отходами, упорядочивает институты медицинской экспертизы и медицинского освидетельствования.
Отдельная глава посвящена финансовому обеспечению сферы охраны здоровья. Конкретизированы основные требования к программам государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи. Программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи будет утверждать Правительство один раз в три года.
Регламентированы вопросы оказания платных услуг. По закону платные медицинские услуги не могут быть оказаны взамен или в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи, а также в рамках целевых программ, финансируемых за счет средств соответствующих бюджетов теми медицинскими организациями, которые участвуют в их реализации. Порядок и условия предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг пациентам установит Правительство.
Ни один из законопроектов не проходил такого всенародного обсуждения. Только подготовка документа ко 2-му чтению продлилась более пяти месяцев, что явилось беспрецедентным фактом в законодательной практике. В подготовке документа ко 2-му чтению приняли участие более 100 экспертов, была создана рабочая группа, в работе которой принимали участие члены Национальной медицинской палаты, в т.ч. ее руководитель Леонид Рошаль, а также представители других медицинских общественных объединений.
Рассказывая о работе над документом, Леонид Рошаль отметил, что нельзя было принимать его, не обсудив с гражданским обществом страны. «Наша организация не позволила Минздравсоцразвитию принять этот закон во втором чтении, и мы были единственными, кто организовал общественное обсуждение этого закона»,- отметил Леонид Рошаль.
Как заявлял Л. Рошаль ранее, медицинской палате удалось собрать порядка 400 страниц замечаний от врачей по всей стране, было проведено 4 «круглых стола», на которых специалистам предоставили возможность выступить со своими замечаниями и предложениями. "Врачи из Екатеринбурга, Новосибирска, Оренбурга, Владивостока, Смоленска, Калининграда, Москвы работали над этими изменениями и, благодаря этой работе, в законопроект удалось внести порядка 109 поправок", - рассказал Леонид Рошаль. Изменения коснулись защиты медицинского сообщества от прокурорского преследования при определении нарушений стандартов, порядка и услуг в государственных медучреждениях. Стандарты стали носить только рекомендательный характер для врача, но обязательный для отчета государственного обеспечения программы госгарантий. Также, было решено пересмотреть порядок оказания медпомощи в соответствии с реальными возможностями медицинского учреждения различного уровня, предварительно согласовав их с регионами. У врача и пациента появились права на независимую экспертизу. Изменения коснулись и организаций, в которые будут объединяться медицинские работники, им присвоен статус профессиональных. В два раза будут увеличены стипендии интернам и ординаторам, в законопроект была внесена дополнительная статья о том, чтобы местные органы самоуправления привлекали медицинские кадры в свой регион, уточнилось понятие экстренной формы медицинской помощи. Мы впервые установили обязанность граждан сохранять свое здоровье, установили, что гражданин имеет право на профилактику здоровья не только на период трудовой деятельности, но и на период обучения, полностью изменили термин «качество медицинской помощи, конкретизировали права пациента и т.д. «Законом я удовлетворен наполовину, т.к. на важные вопросы ответы были получены не до конца. В первую очередь не получили ответов на моменты, которые касаются платных услуг оказания медпомощи в государственных учреждениях. Мы просили четко прописать, что будет платно, а что нет. Ответа на этот вопросы получить так и не удалось, хотя 41 ст. Конституции четко прописано, что государственные и муниципальные учреждения обязаны оказывать медицинские услуги бесплатно", - отметил Леонид Рошаль.
Федеральным законом регулируются отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации.
Законом определены, в частности, понятия: «здоровье», «охрана здоровья», «медицинская помощь», «профилактика», «лечение», «пациент», «медицинский работник», «фармацевтический работник», «лечащий врач», «заболевание», «качество медицинской помощи», «медицинские изделия», «медицинская реабилитация», «медицинский осмотр», «диспансеризация».
В соответствии с законом основной объем полномочий по организации медицинской помощи будет передан с муниципального уровня на региональный. Закон вводит механизм управляемого выбора врача и медицинской организации с учетом необходимых сроков оказания медицинской помощи, необходимой компетенции медицинских работников и необходимого диагностического и лечебного оснащения.
Кроме того, вводятся единые для страны порядки и стандарты оказания медицинской помощи. Закон обязывает медицинские организации страховать свою гражданскую ответственность перед пациентами. Под действие закона попадет как государственная, так и частная медицина.
Закон регулирует вопросы донорства и трансплантации органов и тканей человека, проведения и прекращения реанимационных мероприятий, обращения медицинских изделий и обращения с медицинскими отходами, упорядочивает институты медицинской экспертизы и медицинского освидетельствования.
Отдельная глава посвящена финансовому обеспечению сферы охраны здоровья. Конкретизированы основные требования к программам государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи. Программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи будет утверждать Правительство один раз в три года.
Регламентированы вопросы оказания платных услуг. По закону платные медицинские услуги не могут быть оказаны взамен или в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи, а также в рамках целевых программ, финансируемых за счет средств соответствующих бюджетов теми медицинскими организациями, которые участвуют в их реализации. Порядок и условия предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг пациентам установит Правительство.
Ни один из законопроектов не проходил такого всенародного обсуждения. Только подготовка документа ко 2-му чтению продлилась более пяти месяцев, что явилось беспрецедентным фактом в законодательной практике. В подготовке документа ко 2-му чтению приняли участие более 100 экспертов, была создана рабочая группа, в работе которой принимали участие члены Национальной медицинской палаты, в т.ч. ее руководитель Леонид Рошаль, а также представители других медицинских общественных объединений.
Рассказывая о работе над документом, Леонид Рошаль отметил, что нельзя было принимать его, не обсудив с гражданским обществом страны. «Наша организация не позволила Минздравсоцразвитию принять этот закон во втором чтении, и мы были единственными, кто организовал общественное обсуждение этого закона»,- отметил Леонид Рошаль.
Как заявлял Л. Рошаль ранее, медицинской палате удалось собрать порядка 400 страниц замечаний от врачей по всей стране, было проведено 4 «круглых стола», на которых специалистам предоставили возможность выступить со своими замечаниями и предложениями. "Врачи из Екатеринбурга, Новосибирска, Оренбурга, Владивостока, Смоленска, Калининграда, Москвы работали над этими изменениями и, благодаря этой работе, в законопроект удалось внести порядка 109 поправок", - рассказал Леонид Рошаль. Изменения коснулись защиты медицинского сообщества от прокурорского преследования при определении нарушений стандартов, порядка и услуг в государственных медучреждениях. Стандарты стали носить только рекомендательный характер для врача, но обязательный для отчета государственного обеспечения программы госгарантий. Также, было решено пересмотреть порядок оказания медпомощи в соответствии с реальными возможностями медицинского учреждения различного уровня, предварительно согласовав их с регионами. У врача и пациента появились права на независимую экспертизу. Изменения коснулись и организаций, в которые будут объединяться медицинские работники, им присвоен статус профессиональных. В два раза будут увеличены стипендии интернам и ординаторам, в законопроект была внесена дополнительная статья о том, чтобы местные органы самоуправления привлекали медицинские кадры в свой регион, уточнилось понятие экстренной формы медицинской помощи. Мы впервые установили обязанность граждан сохранять свое здоровье, установили, что гражданин имеет право на профилактику здоровья не только на период трудовой деятельности, но и на период обучения, полностью изменили термин «качество медицинской помощи, конкретизировали права пациента и т.д. «Законом я удовлетворен наполовину, т.к. на важные вопросы ответы были получены не до конца. В первую очередь не получили ответов на моменты, которые касаются платных услуг оказания медпомощи в государственных учреждениях. Мы просили четко прописать, что будет платно, а что нет. Ответа на этот вопросы получить так и не удалось, хотя 41 ст. Конституции четко прописано, что государственные и муниципальные учреждения обязаны оказывать медицинские услуги бесплатно", - отметил Леонид Рошаль.
Нет комментариев
Комментариев: 0