Аналитики подсчитали аптечные продажи ноотропных средств в eСom за 2024 год

По итогам года отмечено уменьшение продаж в натуральном выражении на 1,7%. При этом основная причина отрицательного тренда — переход на упаковки с большим номером. В пересчете на единицы потребления ноотропных препаратов объем продолжает расти (+0,2%) — всего за год приобретается более 1 330,1 млн штук.
Как отмечают аналитики, потребитель для поиска нужных препаратов все чаще обращается в онлайн и использует интернет-площадки для заказа. За годы активного развития аптечного eCom доля ноотропов, которые реализуются через этот сегмент, выросла более чем в два раза как в рублях, так и в упаковках. При этом если в стоимостном выражении доля ноотропных препаратов, бронируемых в онлайн, совпадает с общей долей лекарств, приобретаемых через интернет, то в упаковках этот показатель заметно выше — 11,2% для ноотропов против 8,1% в целом по лекарствам.
По итогам 2024 года аптечные eCom-продажи ноотропных препаратов составили 3,9 млрд руб. (+20%) или 5 млн упак. (+4,1%). Средневзвешенная стоимость одной упаковки, бронируемой онлайн, достигает 770 руб. Это на 19% выше, чем цена упаковок, реализуемых офлайн (648 руб.). Препараты с более высокой ценой чаще бронируют онлайн, чтобы найти наиболее выгодное предложение.
В целом темп роста онлайн-сегмента заметно выше, чем рост рынка ноотропных препаратов. Так, если общие продажи ноотропов выросли в 2024 году относительно 2021 года на 43%, то онлайн-сегмент увеличился более чем в два раза (на 104%). В упаковках разница намного существеннее: аптечные продажи совокупно выросли только на 6,5%, а в онлайне потребитель стал приобретать ноотропных препаратов на 58% больше в 2024 году, чем в 2021-м.
Группа ноотропных препаратов представлена 67 производителями. На TOP10 компаний приходится 61% продаж в упаковках, 10,4% из них бронируется онлайн.
Рейтинг производителей ноотропных препаратов по приросту в онлайне из TOP10 по натуральному объему аптечных продаж, 2024 год
Рейтинг |
Производитель |
Прирост, упак. к 2021 г., % |
Доля, руб., 2024 г., % |
1 |
«Усолье-Сибирский химико-фармацевтический завод» |
100 |
8,9 |
2 |
Renewal («ПФК Обновление») |
66 |
6,9 |
3 |
«Герофарм» |
64 |
12,8 |
4 |
«Материа Медика» |
57 |
10,9 |
5 |
«Протек» |
57 |
12,0 |
6 |
«Белфармпром» |
40 |
15,8 |
7 |
«Фармстандарт» |
31 |
8,6 |
8 |
«Озон Фармацевтика» |
27 |
7,0 |
9 |
Takeda |
20 |
14,7 |
10 |
«Отисифарм» |
17 |
9,2 |
«Усолье-Сибирский химико-фармацевтический завод» возглавляет рейтинг производителей по приросту объема онлайн-продаж в натуральном выражении среди TOP10 компаний с максимальным объемом: относительно 2021 года количество реализованных упаковок выросло в два раза. Основной ноотропный препарат этого производителя — аминофенилмасляная кислота со средней ценой 179 руб.: на его долю приходится 98,5% продаж. Всего данный препарат выпускают 14 компаний.
На втором месте по динамике в онлайн — производитель Renewal («ПФК Обновление»): относительно 2021 года объем в 2024 году в натуральном выражении вырос на 66%. Портфель ноотропных средств компании представлен тремя МНН: пирацетам (доля 63%), аминофенилмасляная кислота (22%) и винпоцетин (14%). Распределение как в онлайн, так и в офлайн примерно одинаковое. Аминофенилмасляная кислота — относительно новый препарат в портфеле производителя: активные продажи начались во второй половине 2022 года. Но уже в 2024 году препарат занимал 5% от всех продаж данного бренда, а по итогам января 2025 года доля составила 6%. Средневзвешенная стоимость упаковки аминофенилмасляной кислоты производства Renewal составляет 273 руб.