Борис Попов: «Ближайшие годы е-com будет опережать офлайн-фарму по темпам роста»
По мнению эксперта, цена развития этого перспективного направления бизнеса определяется инвестициями в разработку и продвижение, которые есть у ограниченного круга аптечных сетей. В ближайшие три-пять лет e-com будет на 10—15% опережать по темпам классический офлайн. То есть даже после завершения периода галопирующей динамики рынок онлайн-фармы все равно будет расти быстрее.
«Однако уже сейчас аптечный e-com пришел в состояние распутья: что делать дальше? Аптечные омниканальные игроки через скидки, программы лояльности и пр. каннибализировали своего клиента — сегодня он может делать заказ через приложение, сайт, в аптеке, — сказал Борис Попов. — При этом конкуренция возрастает и в онлайне, и в офлайне, а объем пользовательского трафика не увеличивается. Цена успеха будет определяться стоимостью привлечения и удержания новых пользователей. «Ригла» не боится работать в этом направлении со сторонними партнерами, включая крупные маркетплейсы и экосистему Сбера, например. Потому что там есть новый для нас клиент, с которым мы умеем работать качественно».
Для игроков, у которых нет бюджетов на развитие в онлайне и привлечение пользователей, рынок предоставляет другие возможности — подключиться к крупным отраслевым маркетплейсам и зарабатывать на внешнем трафике, заверил спикер.
«Сегодня можно наблюдать за игроками-лидерами, изучать их и брать лучшее: как выстраивается матрица, какой средний чек, как налажена работа с привлечением заказов и их выкупаемостью и т.д. Если есть компетенции и средства, чтобы растить свои e-com-команды, конечно, это нужно делать. За этим будущее. Опыт нашей сети подтверждает, что экономика работы со всеми внешними витринами может быть положительной, при этом для собственных сайтов и приложений это уникальные знания, которые не получить, не изучив практику «опосредованных» конкурентов, встроившись в их процессы», — заключил генеральный директор АС «Ригла».