DSM Group представила обзор аптечных продаж антисептических средств за девять месяцев 2023 года
Динамика продаж антисептиков
Средневзвешенная цена одной упаковки составила 87 руб. Для конкурентной группы характерна невысокая стоимость (она в почти 3,6 раза ниже, чем средневзвешенная стоимость упаковки по рынку).
82% группы в рублях и 50% в упаковках относятся к препаратам, которые не входят в список ЖНВЛП. Следовательно, цена на препараты не регламентирована, поэтому стоимость одной упаковки может существенно вырасти. В целом за пять лет средневзвешенная стоимость выросла на 62% (с 54 до 87 руб.).
Препараты фармгруппы «антисептическое средство» относятся в основном к безрецептурным, что делает их более удобными для приобретения.
По итогам девяти месяцев доля импортных препаратов составила около 7% в рублях и порядка 3,6% в упаковках.
«Йод» и «зеленка» составляют порядка 15% в стоимостном выражении от группы «антисептики» в целом и около 20% в натуральном. Это популярные препараты, которые подходят только для обработки краев раны.
Лидером в группе по итогам последних лет остается компания Renewal («Обновление»). Ее доля составляет 28,3%. Производитель выпускает продукцию и в категории «йод», и в категории «зеленка».
Среди препаратов с МНН бриллиантовый зеленый наибольшую выручку аптекам как раз приносит позиция «бриллиантовый зеленый с лопаткой раст. д/наруж. прим. (спирт) 1% 10 мл № 1» производства Renewal («Обновление»). Объем выручки за девять месяцев 2023 года составляет свыше 100 млн руб. Препарат относится к «высокому» ценовому сегменту в группе (стоимость одной упаковки составила 105 руб.), что делает его выгодным для продажи аптеками.
Среди препаратов группы «йод» у компании Renewal («Обновление») наиболее емкая позиция «йод с лопаткой раст. д/наруж. прим. (спирт) 5% 10 мл № 1» с ценой 106 руб. (она на 43% выше средневзвешенной стоимости «йода»). Объем продаж составляет 152 млн руб.
TOP10 производителей препаратов «йод» и «зеленка» по стоимостному объему, январь—сентябрь 2023 г.
TOP |
Производитель |
Объем продаж, млн руб. |
Доля,% |
Прирост к I—IX, 2022, % |
Количество наименований |
1 |
Renewal (Обновление) |
405,9 |
28,3 |
0 |
8 |
2 |
Genel |
313,9 |
21,9 |
14,3 |
13 |
3 |
Тульская фармфабрика |
272,5 |
19,0 |
-10,9 |
7 |
4 |
Флора Кавказа |
148,2 |
10,3 |
2,8 |
4 |
5 |
Ивановская фармфабрика |
103,0 |
7,2 |
-15,2 |
5 |
6 |
Гиппократ |
79,0 |
5,5 |
79,8 |
4 |
7 |
Ярославская фармфабрика |
47,3 |
3,3 |
6,8 |
3 |
8 |
Московская фармфабрика |
18,3 |
1,3 |
53,9 |
3 |
9 |
Эркафарм |
14,3 |
1,0 |
111,4 |
1 |
10 |
Кемеровская фармфабрика |
13,6 |
0,9% |
140,7% |
3 |
В рейтинге появились позиции, которые относятся к СТМ (собственной торговой марке).
Если вернуться в целом к категории «антисептики», лидером в данной группе остается «Инфамед» с брендом «Мирамистин». На втором и третьем местах — компании «Тульская фармфабрика» и Genel — производители, портфель которых на 17 и 35% соответственно состоит из антисептических средств.
Компания Renewal («Обновление») находится на четвертой строчке. В портфеле предприятия шесть брендов «антисептических средств», которые составляют всего 5% от общего оборота компании. Это позволяет производителю занимать около 6% от группы антисептиков в целом.