Динамика натуральных продаж лекарств заметно отстает от выручки в рублях

25.09.2024
12:38
По итогам семи месяцев 2024 года аптеки продали 2,8 млрд упак. лекарств на 914,3 млрд руб. Продажи прочего ассортимента достигли 1,2 млрд упак. на 193 млрд руб., БАД — 0,3 млрд упак. на почти 91 млрд руб., подсчитал «ФВ» по данным AlphaRM.
Фото: ru.123rf.com

Из трех аптечных категорий рост натуральных продаж есть только у прочего ассортимента — на 3% за семь месяцев 2024 года, по сравнению с таким же периодом 2023 года, и БАД — на 4%. Реализация лекарств в упаковках снизилась на 2%. Среди TOP30 компаний по объему продаж в упаковках только у половины есть рост более чем на 4%.

Как растет рынок

В рублях наилучшая динамика у БАД — рост на 23%. Продажи лекарств в январе—июле 2024 года увеличились на 17% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Прочий ассортимент вырос на 10%.

Динамика аптечных продаж

01rm.png (25 KB)

Источник: AlphaRM, расчеты «ФВ»

Уровень продаж лекарств в рублях в текущем году выше по сравнению с прошлым годом, при этом ежемесячная динамика совпадает с прошлогодней: в марте был подъем продаж, а в июне наблюдался сезонный спад.

02r.png (43 KB)

Источник: AlphaRM, расчеты «ФВ»

Помесячная динамика в упаковках также похожа на продажи 2023 года, однако здесь более заметно снижение реализации лекарств с марта по июнь.

03r.png (46 KB)

Источник: AlphaRM, расчеты «ФВ»

Какие препараты покупали

Ингибиторы АПФ из года в год лидируют среди терапевтических групп. Текущий 2024 год не стал исключением. Продажи группы за семь месяцев 2024 года достигли почти 50 млрд руб., показав прирост на 19%. Традиционные аптечные препараты — противовоспалительные лекарства, средства от насморка и препараты от кашля и простуды на втором, третьем и четвертом местах соответственно.

Во время пандемии на первые строки выходили антикоагулянты, теперь они не попали в первую пятерку групп. В то же время эти препараты показали самый высокий прирост продаж — 22% среди первой десятки.

04rr.png (71 KB)

Источник: AlphaRM, расчеты «ФВ»

За семь месяцев 2024 года самой объемной группой по натуральным продажам стали средства от насморка. Обезболивающие и противовоспалительные лекарства на втором и третьем местах соответственно.

Из первой десятки практически у всех групп снизились продажи в упаковках. Самое серьезное снижение у антисептиков — на 25%, на 9% уменьшилась реализация психолептиков и анальгетиков. В плюсе остались антибиотики (+6%) и противовоспалительные лекарства (+4%), символический рост — 1% — у ингибиторов АПФ и антацидов.

05r.png (66 KB)

Источник: AlphaRM, расчеты «ФВ»

Лидеры рынка

Первое место в январе—июле 2024 года среди корпораций на аптечном рынке лекарств заняла компания Bayer. Год назад она была на втором месте. «Нижфарм», которая также представляет в России продукцию немецкой Stada, заняла второе место, в прошлом году за этот же период она была первая.

Третью строку заняла Servier, которая поднялась на одну строчку вверх по сравнению с прошлым годом. «Отисифарм», которая в 2023 году входила в тройку лидеров, спустилась на пятое место.

06r.png (55 KB)

Источник: AlphaRM, расчеты «ФВ»

Первые два места в первой десятке корпораций по объему продаж в упаковках занимают «Фармстандарт» и «Озон». Такой же расклад был и в прошлом году. На третьем месте замена — теперь там «Нижфарм», которая поднялась на одну строку. В прошлом году была Тульская фармфабрика, которая теперь на восьмом месте. Продажи этой компании в упаковках снизились на 48%.

Реализация в упаковках также уменьшилась у «Фармстандарта» (на 14%), «Отисифарма» (на 6%), символическое снижение у Teva и Dr. Reddy's — на 2 и 1% соответственно.

Самый высокий прирост у «Солофарм» (на 21%) и у ПФК «Обновление» (на 20%), также выросли натуральные продажи у «Биннофарм групп» (на 8%) и «Озона» (на 6%).

В упаковках корпорации показывают не очень уверенный рост по сравнению с рублевыми продажами. В TOP30 корпораций по объему продаж в упаковках только у 13 компаний есть прирост больше 6%, в TOP50 — у 21 компании, то есть в натуральном выражении растет каждая вторая корпорация.

07r.png (62 KB)

Источник: AlphaRM, расчеты «ФВ»

«ФВ» сравнил TOP30 корпораций по объему продаж в рублях и TOP30 компаний по натуральным продажам. Из этих двух списков нашлось только десять компаний, у которых был прирост и в рублях, и в упаковках.

На первом месте оказался российский производитель ПФК «Обновление», продажи препаратов которого за семь месяцев 2024 года выросли на 40% в рублях и на 20% в упаковках. На втором месте также российская компания — «Солофарм». Третью строчку занял иностранный производитель Haleon.

Корпорации, показавшие максимальный прирост продаж в рублях и упаковках

Рейтинг

Корпорация

Прирост в рублях 7 мес. 24/7 мес. 23, %

Прирост в упаковках 7 мес. 24/7 мес. 23, %

Средний прирост в рублях и упаковках, %

1

Обновление ПФК

40

20

30

2

Солофарм

26

21

24

3

Haleon

22

16

19

4

Биннофарм групп

26

8

17

5

Sanofi

20

12

16

6

Озон

24

6

15

7

Servier

20

7

13

8

Нижфарм

18

1

10

9

Gedeon Richter

15

2

9

10

Вертекс

10

1

6

Источник: AlphaRM, расчеты «ФВ»
Компании
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.