Головная боль у ребенка
Первичные цефалгии
Как и у взрослых, у детей наиболее частыми являются первичные цефалгии — головная боль напряжения и мигрень 1. В таблице представлены их основные характеристики.
Характеристики приступов мигрени и головной боли напряжения у детей и подростков 2 |
||
Клинические характеристики |
Головная боль напряжения |
Мигрень |
Локализация |
Двусторонняя, диффузного характера, с акцентом в лобно-височной области. Обычно сопровождается повышением чувствительности перикраниальных мышц. |
У подростков односторонняя, с чередованием сторон. У детей до 8 лет чаще двусторонняя. |
Сила и характер боли |
От слабой до средней, может меняться в течение дня; тупая, ноющая, сжимающая или давящая. В тяжелых случаях — с симптомами «шлема», «каски», «сжатия головы обручем» 3. |
От средней до сильной; пульсирующая, у детей — ноющая, иногда распирающая. |
Частота |
От 1—3 раз в неделю до ежедневной. |
От нескольких раз в год до 1—2 раза в месяц, иногда чаще. |
Время возникновения приступа |
Как правило, во второй половине дня, но может быть и утренней, если началась накануне вечером. |
Часто не зависит от времени приступа. Хотя у детей младшего возраста чаще возникает во второй половине дня, а у подростков — утром, являясь причиной пробуждения 4,5. |
Длительность |
От 30 минут до нескольких часов или дней, возможно, до недели. Приступ часто проходит самостоятельно или после отдыха 5. |
От 30 минут до 3 дней. Без терапии средняя продолжительность приступа составляет 3—5 часов. |
Наличие ауры |
Не характерна. Но иногда перед головной болью бывают ощущения психического характера в виде дереализации, усиления тревожного пароксизмального компонента. |
Возможна мигрень без ауры или с аурой (в основном у детей старше 8 лет)4. Продолжительность ауры не менее 5 минут, но не более получаса. Головная боль развивается на фоне ауры или в течение часа после ее окончания. Аура характеризуется полностью обратимым неврологическим дефицитом (нарушения зрения, речи, одностороннее онемение, парестезии). |
Выраженность цефалгии при физической нагрузке |
Не усиливается. |
Усиливается. |
Сопутствующие симптомы |
Или свето-, или звукобоязнь, раздражительность, потливость. При хронической головной боли бывают тошнота и рвота, хотя эти проявления нетипичны. Иногда наблюдаются сопутствующие боли в области сердца, живота, спины 5. |
Одновременно свето- и звукобоязнь, тошнота, рвота, бледность, раздражительность, плаксивость. У детей старше 5 лет возможны спазмы в животе 4. При уменьшении боли ребенок засыпает 3,5. |
Не пропустить «красные флажки»
На первом этапе консультирования важно предупредить клиента о так называемых красных флажках, при которых нужно обязательно отвести ребенка к врачу. К таким тревожным признакам относят:
- изменение характера головной боли с течением времени,
- быстрое усиление или учащение цефалгии,
- повторяющуюся «громоподобную» головную боль,
- возникновение цефалгии при определенных положениях головы или тела, кашле или натуживании,
- одностороннюю головную боль, при этом сторона боли не меняется,
- расстройства сознания или психические нарушения при головной боли,
- головную боль с лихорадкой, артралгией, миалгией 6.
Эти признаки могут свидетельствовать о возможной вторичной (симптоматической) головной боли, связанной с заболеванием 6. Наиболее частыми причинами такой цефалгии являются системные инфекции, синуситы, инфекции среднего уха, черепно-мозговые травмы, артериальная гипер- или гипотензия. Но может быть более опасная патология, в том числе нейроинфекция или опухоль 7.
Чем облегчают цефалгию у ребенка
При эпизодической головной боли напряжения у ребенка можно использовать ацетаминофен (разовая доза 10—15 мг/кг, максимальная суточная доза не более 60 мг/кг) или ибупрофен (разовая доза 5—10 мг/кг, максимальная суточная доза не более 30 мг/кг, интервал между приемами 6—8 часов). Прием препарата должен быть однократным.
В ряде случаев по рекомендации специалиста допустимо применение анальгетика максимально коротким курсом. Важно предупредить клиента о том, что крайне нежелательно давать анальгетик ребенку чаще 8—10 раз в месяц 2,7.
При головной боли напряжения с частотой более двух дней в неделю предпочтительна профилактическая терапия. В такой ситуации нужно рекомендовать клиенту отвести ребенка к врачу, который назначит нужное лечение.
На старте терапии это могут быть, например, растительные лекарства седативного действия в комбинации с витаминами группы В и препаратами магния 2.
При астенических проявлениях и снижении школьной успеваемости также применяют препараты метаболического действия, которые способствуют улучшению обменных процессов в центральной нервной системе, повышению ее устойчивости к стрессам и нагрузкам, а также улучшению когнитивных функций. Помимо уже упомянутых витаминов группы В и магния это коэнзим Q10, некоторые препараты с ноотропной активностью (например, деанола ацеглумат, аминофенилмасляная кислота с учетом возрастных ограничений) 2,7.
С целью купирования приступов мигрени в качестве препаратов первой очереди применяют ацетаминофен в дозе 10—15 мг/кг (до 60 мг/кг в сутки) или ибупрофен в дозе 5—10 мг/кг (до 30 мг/кг в сутки) 3—4 раза в день перорально или ректально.
При неэффективности этих препаратов у подростков, в соответствии с североамериканскими и европейскими рекомендациями, показаны триптаны. Однако в России эти препараты пока что не одобрены к использованию у пациентов младше 18 лет 6,7.
С целью купирования тошноты и рвоты используют такие препараты, как метоклопрамид, домперидон 6.
Иван Михнев
Литература:
1 Нестеровский Ю.Е., Заваденко Н.Н. Оптимизация комплексной профилактической терапии головных болей у детей и подростков // Эффективная фармакотерапия. Педиатрия. 2012. № 3. С. 34–40.
2 Нестеровский Ю.Е., Заваденко Н.Н., Шипилова Е.М. Головные боли напряжения у детей и подростков // РМЖ. 2015. № 22. С. 1348–1352.
3 Григорьев К.И., Григорьев А.И., Выхристюк О.Ф. Синдром головной боли у детей и подростков // Медицинская сестра. 2021. № 7(23). С. 30–40.
4 Делягин В.М., Московцева Ж.М., Аксенова Н.С. Мигрень: педиатрические аспекты // Эффективная фармакотерапия. Педиатрия. 2023. Т. 19. № 17. С. 14–21.
5 Головные боли: учебно-метод. пособие / Логинов В.Г., Байда А.Г., Ясинская Л.И. — Минск: БГМУ, 2017. — 42 с.
6 Головачева В.А., Головачева А.А., Антоненко Л.М. Мигрень у детей и подростков: современные принципы диагностики и лечения // Неврология, нейропсихиатрия, психосоматика. 2021. № 13(6). С. 111–116.
7 Первичные головные боли у детей и подростков. – Учебно-методическое пособие. – Под ред. Заваденко Н.Н. – М.: ГБОУ ВПО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, 2015. – 96 с.
Нет комментариев
Комментариев: 5