Исследование подтвердило стабильный рост электронной коммерции на аптечном рынке

26.11.2024
10:44
Темпы прироста аптечного рынка интернет-торговли замедляются, но показатели все равно остаются выше роста аптечного рынка в целом. Таковы итоги исследования компании DSM Group. По мнению аналитиков, эта динамика будет сохраняться в ближайшие несколько лет. По итогам первых девяти месяцев 2024 года аптечный сегмент вырос на 17% к аналогичному периоду 2023 года. При этом динамика аптечного онлайна составила +27%, в результате доля eCom увеличилась до 13,5%.
Фото: ru.123rf.com

Лекарственные препараты находятся на 6 месте по доле онлайн (12,6%) среди ключевых категорий аптечного ассортимента. Это в 2 раза меньше, чем у БАД и селективной косметики.

r01.png (60 KB)

Вес лекарств в аптечном eCom составляет значительную часть оборота — 75%. Аналитики фиксируют определенный дисбаланс в структуре продаж лекарственных средств через различные онлайн-сервисы. С одной стороны, в настоящий момент разрешена доставка на дом только безрецептурных ЛП, с другой — большую долю в онлайн-бронировании занимают RX-препараты. Таким образом видно, что покупатели используют площадки для сравнения цен и единовременного заказа необходимых позиций.

В январе — сентябре 2024 года объем продаж лекарственных препаратов, реализованных аптеками онлайн, составил 260,3 млн упаковок на сумму 149,6 млрд рублей в розничных ценах. При сравнении с аналогичным периодом 2023 года продажи увеличились на 27,7% в рублях, в упаковках темп прироста заметно отстает от динамики стоимостного объема — +6,6%. Средняя стоимость упаковки препарата в онлайне заметно выше, чем по рынку в целом: 574,7 против 368 руб.

Доля eCom в аптечных продажах лекарственных препаратов по результатам первых девяти месяцев 2024 года возросла до 12,6% в денежном эквиваленте и до 8,1% в натуральном выражении. Это в два раза выше, чем в июне — декабре 2020 года.

13 из 15 ведущих компаний отметились приростом онлайн-продаж относительно девяти месяцев 2023 года. Максимальным приростом продаж в упаковках отметилась компания «ПФК Обновление» (Renewal). Объем реализации производителя в упаковках увеличился на 16,8%, в итоге Renewal укрепила свои позиции в рейтинге и переместилась с 17-й строчки на 11-ю по натуральному объему. Чаще всего из ассортимента Renewal онлайн заказывают анальгетики, антисептики и дезинфицирующие препараты для лечения заболеваний кожи, а также назальные препараты.

Среди отечественных производителей на первом месте по натуральному объему располагается группа анальгетиков, а Renewal входит в TOP3 в упаковках с приростом 14,9%. Компания также занимает высокие позиции в продажах следующих групп препаратов: бета-адреноблокаторы — 3 место в упаковках и 1 место по приросту (+24%) из TOP5; плазмозамещающие и перфузионные растворы — 6 место в упаковках и 1 место по приросту (+117,2%) из ТОР10; препараты, способствующие пищеварению, включая ферментные препараты, — 5 место в упаковках и 1 место по приросту (+59,9%) из TOP5.

Рейтинг производителей лекарственных препаратов в онлайн-сегменте аптечного рынка по приросту в упаковках из TOP15 по натуральному объему, январь — сентябрь 2024 года

Ранг по приросту

Производитель

Прирост к январю-сентябрю 2023 года, %

Доля, %

1

ПФК Обновление (Renewal)

+16,8

2,0

2

A.Menarini

+15,4

2,0

3

Sanofi

+12,2

2,4

4

Novartis

+11,4

2,3

5

Teva

+10,7

3,1

6

Биннофарм Групп

+10,5

2,5

7

Озон

+9,7

3,1

8

Servier

+9,1

2,2

9

Abbott

+8,5

1,9

10

Dr.Reddy's

+7,7

2,0

11

KRKA

+6,3

1,9

12

Отисифарм

+5,4

3,0

13

Нижфарм

+3,3

2,9

14

Polpharma

-0,7

2,4

15

Фармстандарт

-4,6

6,2

Компании
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.