Исследование подтвердило стабильный рост электронной коммерции на аптечном рынке
Лекарственные препараты находятся на 6 месте по доле онлайн (12,6%) среди ключевых категорий аптечного ассортимента. Это в 2 раза меньше, чем у БАД и селективной косметики.
Вес лекарств в аптечном eCom составляет значительную часть оборота — 75%. Аналитики фиксируют определенный дисбаланс в структуре продаж лекарственных средств через различные онлайн-сервисы. С одной стороны, в настоящий момент разрешена доставка на дом только безрецептурных ЛП, с другой — большую долю в онлайн-бронировании занимают RX-препараты. Таким образом видно, что покупатели используют площадки для сравнения цен и единовременного заказа необходимых позиций.
В январе — сентябре 2024 года объем продаж лекарственных препаратов, реализованных аптеками онлайн, составил 260,3 млн упаковок на сумму 149,6 млрд рублей в розничных ценах. При сравнении с аналогичным периодом 2023 года продажи увеличились на 27,7% в рублях, в упаковках темп прироста заметно отстает от динамики стоимостного объема — +6,6%. Средняя стоимость упаковки препарата в онлайне заметно выше, чем по рынку в целом: 574,7 против 368 руб.
Доля eCom в аптечных продажах лекарственных препаратов по результатам первых девяти месяцев 2024 года возросла до 12,6% в денежном эквиваленте и до 8,1% в натуральном выражении. Это в два раза выше, чем в июне — декабре 2020 года.
13 из 15 ведущих компаний отметились приростом онлайн-продаж относительно девяти месяцев 2023 года. Максимальным приростом продаж в упаковках отметилась компания «ПФК Обновление» (Renewal). Объем реализации производителя в упаковках увеличился на 16,8%, в итоге Renewal укрепила свои позиции в рейтинге и переместилась с 17-й строчки на 11-ю по натуральному объему. Чаще всего из ассортимента Renewal онлайн заказывают анальгетики, антисептики и дезинфицирующие препараты для лечения заболеваний кожи, а также назальные препараты.
Среди отечественных производителей на первом месте по натуральному объему располагается группа анальгетиков, а Renewal входит в TOP3 в упаковках с приростом 14,9%. Компания также занимает высокие позиции в продажах следующих групп препаратов: бета-адреноблокаторы — 3 место в упаковках и 1 место по приросту (+24%) из TOP5; плазмозамещающие и перфузионные растворы — 6 место в упаковках и 1 место по приросту (+117,2%) из ТОР10; препараты, способствующие пищеварению, включая ферментные препараты, — 5 место в упаковках и 1 место по приросту (+59,9%) из TOP5.
Рейтинг производителей лекарственных препаратов в онлайн-сегменте аптечного рынка по приросту в упаковках из TOP15 по натуральному объему, январь — сентябрь 2024 года
Ранг по приросту |
Производитель |
Прирост к январю-сентябрю 2023 года, % |
Доля, % |
1 |
ПФК Обновление (Renewal) |
+16,8 |
2,0 |
2 |
A.Menarini |
+15,4 |
2,0 |
3 |
Sanofi |
+12,2 |
2,4 |
4 |
Novartis |
+11,4 |
2,3 |
5 |
Teva |
+10,7 |
3,1 |
6 |
Биннофарм Групп |
+10,5 |
2,5 |
7 |
Озон |
+9,7 |
3,1 |
8 |
Servier |
+9,1 |
2,2 |
9 |
Abbott |
+8,5 |
1,9 |
10 |
Dr.Reddy's |
+7,7 |
2,0 |
11 |
KRKA |
+6,3 |
1,9 |
12 |
Отисифарм |
+5,4 |
3,0 |
13 |
Нижфарм |
+3,3 |
2,9 |
14 |
Polpharma |
-0,7 |
2,4 |
15 |
Фармстандарт |
-4,6 |
6,2 |