Как автоматизировать систему мотивации сотрудников аптек
Схемы мотивации
Есть несколько наиболее распространенных схем мотивации, которые используются отдельно друг от друга или в сочетании. Выполнение плана аптеки по выручке или прибыли. Возможно включить распределение премии по сотрудникам одной аптеки, в зависимости от их вклада (доли) в данный показатель. Речь идет о коллективной ответственности за результат структурного подразделения.
Выполнение личного плана по выручке или прибыли. Существует возможность также связать выполнение общего и личного планов.
Выполнение акционных планов. Это могут быть планы по выручке или по реализации в штуках по определенной номенклатуре за определенный промежуток времени.
Бонусы за реализацию ограниченного ассортимента. Как правило, это высокомаржинальные позиции и СТМ.
Бонусы за наполнение чека, цепочки продаж (например, антибиотик+пробиотик+витамин), за среднюю сумму чека и пр.
Принципы эффективной мотивации
Для того, чтобы схема мотивации прижилась в коллективе, она должна учитывать следующие основные принципы:
- Исчисляемость — подразумевает количественную оценку и конкретность озвученных планов: сумма, штуки, бонус/премия, период.
- Взаимная выгода — должна учитывать не только интересы сотрудников, но и работодателя, а также не противоречить генеральной цели компании (миссии).
- Простота восприятия — каждый сотрудник должен понимать, из каких параметров складывается его премия/бонус. Количество параметров, из которых складывается мотивация, должно быть ограничено (не более трех-пяти), чтобы оставаться в памяти фармацевта/провизора.
- Наглядность — возможность увидеть промежуточный или итоговый начисленный бонус/премию, результат мотивации в режиме онлайн, не затрачивая дополнительных временных затрат на получение этой информации.
- Стабильность — мотивация должна озвучиваться до начала отчетного периода и не меняться в процессе этого периода.
Наглядность расчета мотивации
Залогом успешного внедрения и реализации системы мотивации является наглядность и возможность в режиме реального времени видеть детализированную расшифровку «личного кошелька» фармацевта/провизора, реализуемого в аптечном программном обеспечении.
Принцип информирования о выполнении планов и начислении бонусов «раз в неделю», когда отчет формируется в офисе или только заведующей, абсолютно не работоспособен и не мотивирует сотрудников. У каждого перво стольника должна быть возможность видеть здесь и сейчас заработанный бонус или мотивацию за отчетный период, текущий день и прогноз за отчетный период.
Следующие параметры, присутствующие в «личном кошельке», обычно привлекают внимание сотрудников:
- факт начисления бонусов (за уже реализованный товар, бонусы по которым начисляются без учета выполнения общего плана аптеки или сотрудника);
- процент выполнения плана (в руб. или шт.) за прошедший период;
- процент остатка выполнения плана и прогноз выполнения с учетом оставшегося периода;
- остаток выполнения плана (в руб. и шт.), в том числе с пересчетом плана на день;
- прогноз суммы бонуса или премии, которую сотрудник полу чит по прогнозным расчетам при выполнении или перевыполнении плана.
Для реализации указанных возможностей, как правило, используют аптечное программное обеспечение. До начала отчетного периода необходимо зафиксировать в программном обеспечении основные параметры мотивационной программы на период:
-
ФИО специалистов торговой точки;
-
график работы сотрудников;
-
общий план аптеки и/или персональный план сотрудников по выручке или прибыли;
-
акционные планы (номенклатура и нормативы выполнения плана);
-
планы на ограниченный ассортиментный перечень (СТМ или другой высокомаржинальный товар);
-
планы по цепочкам продаж.
Как правило, сотрудники офиса имеют возможность выгружать сгруппированный отчет как в целом по аптечной сети, так и с декомпозицией по торговым точкам и сотрудникам. Данный отчет применяется для определения состояния выполнения плана на конкретную дату и прогноза ситуации на момент окончания отчет ного периода, а также с целью разработки мероприятий, стимулирующих выполнение плана.
На территории аптеки общий результат по подразделению, а также декомпозицию по сотрудникам обычно имеет возможность выгружать заведующая аптекой, чтобы оценивать эффективность работы как каждого сотрудника, так и подразделения в целом.
Фармацевты и провизоры имеют доступ только к своему «личному кошельку» и имеют возможность в режиме реально го времени видеть формирование бонусной части заработной платы.
Генеральный директор консалтингового агентства «Стратегия и управление» Оксана Михеева
Нет комментариев
Комментариев: 4