Как «починить» кишечник после антибиотикотерапии

Обратная сторона медали
Одним из частых последствий противомикробной антибиотикотерапии по праву считается ассоциированная диарея. Она наблюдается у 5—35% пациентов, в зависимости от исходного состояния здоровья кишечника, патогенности микробов, виновников инфекции и разновидности антибиотика1.
В таблице для примера представили степень чувствительности бифидобактерий в составе нормальной кишечной микрофлоры к некоторым антибиотикам2.
Наименование антибиотика |
Чувствительность бифидобактерий |
Бензилпенициллин |
+++ |
Ампициллин |
+++ |
Оксациллин |
++ |
Клиндамицин |
++++ |
Гентамицин |
++ |
Эритромицин |
+++ |
Тетрациклин |
+++ |
Линкомицин |
+++ |
Левомицетин |
++ |
«++++» — очень чувствительны, «+++» — чувствительны (погибают), «++» — погибают частично. |
Какой пробиотик можно рекомендовать
Большое внимание уделяется изучению специфичности воздействия того или иного микробного штамма на различные патологические процессы. Это позволяет разрабатывать пробиотики направленного действия для решения конкретных проблем со здоровьем.
Так, при антибиотик-ассоциированной диарее доказана эффективность таких микробных штаммов, как Bifidobacterium lactis, Bifidobacterium breve, Lactobacillus boulardii, Lactobacillus GG, Lactobacillus casei и Lactobacillus bulgaricus3. Поэтому вы можете рекомендовать клиентам с диареей после антибиотикотерапии пробиотики, в которых содержатся эти штаммы.
Развитию антибиотик-ассоциированной диареи в более высокой степени подвержены люди:
- старше 65 лет,
- с иммунодефицитом,
- длительно принимающие ингибиторы протонной помпы или глюкокортикостероиды,
- находящиеся на химиотерапии,
- принимающие антибиотики повторно4.
Таким клиентам стоит рассказать о пробиотиках в первую очередь.
А что насчет ПРЕбиотиков?
Помимо ПРОбиотиков, в случае антибиотик-ассоциированной диареи можно рекомендовать и ПРЕбиотики, хотя исследований их эффективности при данной патологии сравнительно мало. Напомним, что пребиотики содержат не бактериальные штаммы, а биологически активные вещества, которые служат питательным субстратом для микрофлоры кишечника и активизируют ее функциональную активность.
Советуя пребиотик, надо помнить о двух важных особенностях.
Особенность № 1. При использовании пребиотиков с длинными цепями (пищевых волокон и полисахаридов) возможно развитие осмотической диареи. При уже имеющихся проблемах с кишечником на фоне антибиотикотерапии такое действие точно нежелательно. В то же время более короткие молекулы (например, инулин) вызывают такой побочный эффект в меньшей степени, так как они быстро метаболизируются преимущественно в проксимальном отделе толстой кишки5.
В этом плане интересна лактулоза — дисахарид, состоящий из остатков молекул галактозы и фруктозы. При ее переваривании бактериями толстой кишки выделяются метаболиты, которые сдвигают pH в кислую сторону, угнетая рост и размножение патогенных организмов, в том числе Clostridium difficile — возбудителя опасного псевдомембранозного колита. Лактулоза не вызывает изменений частоты стула, а наоборот, проявляет антидиарейные свойства6.
Особенность № 2. Поскольку пребиотик реализует свои эффекты через изменения условий роста и развития нормальной микрофлоры, он проявляет ожидаемые свойства в полной мере только при длительном применении. К примеру, благотворное влияние лактулозы на микробиоту проявляется при приеме в течение 4—6 недель, причем в дозировке не менее 10 г в сутки7.
Сегодня на рынке помимо отдельных пробиотиков и пребиотиков есть и синбиотики. Так называют комплексный препарат, который совмещает в себе пробиотик и пребиотик.
Пробиотики, пребиотики и синбиотики можно рекомендовать в качестве допродажи клиентам, приобретающим антибиотики по назначению врача. Это позволит работнику аптеки повысить сумму среднего чека, а покупателю — скорее восстановить нарушенный баланс кишечной микрофлоры после лечения.
Иван Михнев
Литература:
1. Леонова М.В. Пробиотики в лечении заболеваний желудочно-кишечного тракта: эффективность с позиции доказательной медицины // Consilium Medicum. 2020. Т. 22. № 8. С. 57—64.
2. Антоненко О.М. Роль пробиотиков в профилактике и лечении дисбиотических нарушений после антибиотикотерапии // Consilium Medicum. Гастроэнтерология. 2009. № 1. С. 55—51.
3. Плоскирева А.А. Пробиотическая терапия: от показаний к выбору // РМЖ. Педиатрия 2018. № 2 (II). С. 100—101.
4. Ливзан М.А., Федорин М.М. Антибиотик-ассоциированная диарея в практике клинициста: подходы к профилактике и терапии // РМЖ. Медицинское обозрение. 2022. Т. 6. № 5. С. 259—265.
5. Ивашкин В.Т., Маев И.В., Абдулганиева Д.И. с соавт. Практические рекомендации Научного сообщества по содействию клиническому изучению микробиома человека (НСОИМ) и Российской гастроэнтерологической ассоциации (РГА) по применению пробиотиков, пребиотиков, синбиотиков и обогащенных ими функциональных пищевых продуктов для лечения и профилактики заболеваний гастроэнтерологического профиля у детей и взрослых // Российский журнал гастроэнтерологии, гепатологии, колопроктологии. 2021. Т. 31. № 2. С. 65—91.
6. Зрячкин Н.И., Хмилевская С.А., Макарова О.А., Щербатюк Е.С., Зайцева Г.В. Оптимизация антибактериальной терапии при лечении острых респираторных инфекций у детей // Consilium Medicum. Педиатрия. 2014. № 1. С. 56—61.
7. Зырянов С.К., Галеева Ж.А., Белоусов Ю.Б. Пробиотики, пребиотики и антибиотик-ассоциированная диарея: правда и мифы // Практическая пульмонология. 2015 № 2. С. 38—40.
Нет комментариев
Комментариев: 1