Какие последствия для аптеки может иметь падение посетителя на ее территории
В апреле 2022 года 77-летняя жительница Череповца оступилась на ступеньке при входе в помещение аптечного пункта, упала и ударилась головой о прилавок, получив закрытую черепно-мозговую травму. Пострадавшая была экстренно госпитализирована в больницу, где ей сделали операцию по ушиванию раны и удалению острой внутримозговой гематомы. Затем женщина длительное время находилась на амбулаторном лечении, проходила курс реабилитации в Санкт-Петербурге.
Комплексная судебно-медицинская экспертиза констатировала причинение тяжкого вреда здоровью. В сентябре 2022 года посетительница аптеки получила первую группу инвалидности. Она обратилась в аптеку с требованием компенсировать ей моральный вред, но прийти к соглашению сторонам не удалось. Фармацевтическая организация настаивала на том, что причинно-следственная связь между причиненным вредом и ее действиями отсутствует. По мнению руководства аптеки, пенсионерка упала в связи со снижением остроты зрения, вызванного глаукомой и катарактой, не позволивших ей увидеть предупреждающую надпись «Осторожно, ступенька».
Суд эти доводы во внимание не принял и взыскал с аптеки в пользу пострадавшей компенсацию морального вреда в размере 700 тыс. руб., штраф за нарушение прав потребителей в размере 350 тыс. руб., а также судебные расходы в сумме около 40 тыс. руб., итого без малого 1,1 млн руб.
Подобная ситуация — не редкость. Аптечным организациям надо помнить, что в соответствии со ст.210 ГК РФ «собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором». Если в договоре аренды помещения обязанность по уборке и содержанию входной группы не оставлена за арендодателем, то ответственность в подобных случаях ложится на аптеку. Еще возможен вариант заключения договора со сторонней организацией по уборке, содержанию и обслуживанию помещений, которая в силу договора будет нести ответственность за обеспечение безопасных условий для посещения аптеки покупателями. Но такой вариант взаимоотношений встречается реже в аптечном бизнесе.
Возмещение вреда в досудебном претензионном порядке возможно, и в этом случае необходимы четкое документирование взаимодействия с пострадавшим и подтверждение выплаченных сумм. В случае возникновения новых последствий полученных травм потерпевший может обратиться в суд о дополнительном возмещении вреда. Это обстоятельство также нужно учитывать при претензионном взаимодействии с пострадавшим покупателем.
Замдиректора СРО «Ассоциация независимых аптек» по юридическим вопросам Светлана Воскобойник
Нет комментариев
Комментариев: 2