Может ли аптека ограничивать количество товара в одни руки

21.02.2024
13:38
Аптека проводит акцию по продаже лекарств. При условии приобретения двух единиц товара второй товар предоставляется со скидкой. Чтобы избежать массовой скупки с целью перепродажи, по условиям допускается продажа не более четырех единиц товара одному покупателю, то есть покупатель вправе получить не более двух единиц со скидкой. Правомерно ли такое ограничение?
Фото: Christine Sandu on Unsplash.com

В российском законодательстве не урегулирован вопрос проведения маркетинговых акций. Законодательством не устанавливается запрет на проведение продавцом, в том числе аптечной организацией, маркетинговых акций, включая предоставление скидок на отдельные товары.

Продавец вправе самостоятельно определять их условия, включая ограничение по количеству товара, продаваемого со скидкой.

Но это условие не должно нарушать право покупателя приобрести товар в необходимом ему количестве, в том числе в большем количестве, чем предусмотрено условиями акции.

Поэтому продавец обязан довести до покупателя всю необходимую информацию, в том числе цену на товар без скидки.

Важным условием проведения маркетинговых акций являются прозрачность их условий и доведение сведений об условиях до покупателей в порядке, установленном законодательством о защите прав потребителей.

Что говорит закон

Вопросы продажи товаров, в том числе лекарственных препаратов, регулируются Правилами продажи товаров по договору розничной купли-продажи1.

Из п.10 правил следует, что введение ограничений и запретов на продажу товаров допускается только в случаях, предусмотренных федеральными законами.

При этом ни федеральные законы, ни правила, ни приказ Минздрава РФ о надлежащей аптечной практике2 не устанавливают возможности для аптечной организации ограничить по количеству приобретение лекарственных препаратов для медицинского применения в одни руки.

Ограничение количества лекарственных препаратов касается не продажи, а их отпуска, то есть реализации по рецептам в количестве, установленном в рецепте либо в предельно допустимом количестве лекарственного препарата3.

Право на проведение акций

В рассматриваемом случае речь идет не об ограничении количества продаваемых покупателям товаров, а о проведении маркетинговой акции, по условиям которой покупатель имеет право на приобретение аптечного товара со скидкой в ограниченном количестве.

В Постановлении Конституционного суда РФ4 констатируется право продавцов проводить различного рода маркетинговые акции, устанавливая различные скидки, в том числе при комбинированном приобретении покупателем товара с различного рода услугами, однако отмечается необходимость добросовестного поведения продавца и прозрачности для покупателя условий получения скидок.

Важным является тот факт, что установление скидки на ограниченное количество товара не должно лишать покупателя права приобрести товар в необходимом ему количестве, в том числе в количестве большем, чем это предусматривают условия маркетинговой акции.

В этом случае продавец отпускает покупателю товар сверх количества, предусмотренного акцией, по общей цене, которая также должна быть доведена до покупателя.

Судебная практика

О свободном праве продавца устанавливать маркетинговые акции свидетельствует судебная практика.

Так, в решении Дзержинского городского суда Нижегородской области5 суд указывает на то, что продавец вправе устанавливать маркетинговые акции и их условия. В этих случаях в обязанности продавца входит надлежащим образом доводить до покупателей условия акции, в том числе размещать их на своем сайте в сети Интернет.

В апелляционном определении Гатчинского городского суда Ленинградской области6 суд не находит нарушения прав потребителя в установленном ограничении на продажу товара в объеме не более 12 кг в одни руки, вместе с тем усматривает нарушение прав потребителя в том, что до покупателя такая информация не доведена надлежащим образом, в частности, на ценнике отсутствует какая-либо информация об имеющихся ограничениях.

Обращаем внимание, что приведенная выше точка зрения является нашим экспертным мнением и может не совпадать с мнением других специалистов.

Эксперт службы Правового консалтинга «ГАРАНТ» Василевицкий Александр

_______

1. Правила утверждены Постановлением Правительства РФ от от 31.12.2020 № 2463.

2. Приказ Минздрава РФ# от 31.08.2016 № 647н «Об утверждении Правил надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов для медицинского применения».

3. П.13 Правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденных Приказом Минздрава РФ от 24.11.2021 № 1093н.

4. От 03.04.2023 № 14-П.

5. От 05.09.2023 по делу № 2-5507/2023.

6. От 16.01.2023 по делу № 11-5/2023.

Нет комментариев

Комментариев: 0

Вы не можете оставлять комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.