На ПМЭФ-2023 представлен проект «Лекарственная безопасность россиян»

30.06.2023
09:00
Аналитический центр НАФИ совместно с Фондом Росконгресс представили спецпроект «Лекарственная безопасность россиян: выбор лекарств, лояльность к аптекам, уровень доверия врачам и фармацевтам». Он содержит данные о том, как россияне оценивают доступность лекарств, каков уровень лояльности к аптекам, насколько жители нашей страны доверяют фармацевтам и врачам и какими критериями руководствуются при выборе лекарственных препаратов.

Спецпроект подготовлен к ежегодному Российскому фармацевтическому форуму, который состоялся в стартовый день Петербургского международного экономического форума.

«Ограниченная доступность аптек в небольших городах и сельской местности, отдельные случаи контрафакта, недостаточный контроль реализации рецептурных препаратов, недоверие общества к онлайн-аптекам, низкий уровень медицинской грамотности граждан при использовании лекарств и приверженность самолечению – вот те проблемные зоны, обозначенные в исследовании Аналитического центра НАФИ, с которыми сегодня ответственным сторонам необходимо работать, — отметил директор Фонда Росконгресс Александр Стугле. — Уверен, полученные результаты будут полезны всем участникам отрасли, ответственным за обеспечение лекарственной безопасности населения в России».

Российский фармацевтический форум «Лекарственная безопасность» – ведущая отраслевая площадка для обсуждения ключевых вопросов развития национальной лекарственной политики и безопасности. Цель его рабочей повестки – определить векторы развития системы регулирования лекарственной политики и политики импортозамещения лекарств, что должно сформировать единую государственную систему лекарственной безопасности.

Ключевые выводы спецпроекта:

  • Подавляющее большинство россиян при выборе лекарств соблюдают «баланс»: ориентируются на эффективность и стоимость, руководствуются рекомендациями врачей и следят за проявлением побочных эффектов. Относительно остальных факторов, в меньшей степени россияне обращают внимание на известность препарата, производителя и страну производства, дизайн упаковки.
  • Многие россияне склонны назначать себе лечение самостоятельно и покупать лекарственные препараты, основываясь на личном опыте использования и рекомендациях знакомых. В числе наиболее серьезных ошибок, связанных с самолечением, – покупка рецептурных препаратов без рецепта и назначения врача (назвали 44% участников исследования).
  • Более трети россиян, принимая лекарства, соблюдают рекомендации врачей лишь частично и прерывают курс лечения при первых признаках улучшения. 16% подвергают здоровье риску, превышая дозы лекарств, рекомендуемые для единовременного приема.
  • Вопреки стереотипам о том, что молодые люди (18-24 лет) живут в цифровой реальности, среди них самая большая доля тех, кто покупает лекарства только в физических аптеках (54%).
  • Покупка лекарств офлайн до сих пор воспринимается многими россиянами как гарантия их подлинности и сохранности: десятая часть опрошенных не доверяет интернет-аптекам, опасаясь подделок лекарств или мошенничества, а также считает, что в онлайн-аптеках не соблюдаются условия хранения лекарств.
  • 57% россиян говорят о шаговой доступности от их дома 1-3 аптек. Доля тех, кто заявляет об отсутствии аптек в шаговой доступности, практически в 6 раз выше среди сельских жителей, чем среди горожан.
  • ТОР-5 критериев, влияющих на выбор россиянами той или иной аптеки: наличие нужных лекарств, их доступная цена, удобство расположения аптеки, уверенность в подлинности реализуемых препаратов и вежливость/ компетентность фармацевтов.
  • Более чем для трети россиян фармацевты в аптеках выступают «в роли» лечащих врачей, помогая подбирать лечение и консультируя по схемам приема лекарственных препаратов.

Методология: Всероссийский опрос населения был проведен с помощью исследовательской панели НАФИ Тет-о-Твет (CAWI) в марте 2023 года. Опрошены 1000 человек в возрасте 18 лет и старше. Размер выборки позволил получить данные, репрезентирующие взрослое население РФ со статистической погрешностью, не превышающей 3,1% на 95% доверительном интервале.

Аналитический центр НАФИ – исследовательские решения для бизнеса

НАФИ – многопрофильный аналитический центр, на рынке уже более 17 лет. Аналитический центр проводит исследования рынков и общественного мнения для коммерческих компаний и государственных структур. Данные НАФИ регулярно используются государственными органами, всероссийскими общественными организациями, коммерческими компаниями и федеральными СМИ. На основе данных НАФИ принимаются стратегические решения, направленные на повышение качества продуктов и услуг, оптимизацию издержек, привлечение клиентов и повышение их лояльности. Аналитический центр предлагает конкретные продукты и решения для широкого спектра задач. Экспертиза НАФИ охватывает сферы финансов, высоких технологий, предпринимательства, социальную сферу, здравоохранение, HR и рынок труда, недвижимость, туризм.

Фонд Росконгресс – социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор общероссийских и международных конгрессных, выставочных, деловых и общественных мероприятий – ведет активную экспертную и аналитическую работу в рамках своей деятельности; аналитические исследования являются базовым элементом всех дискуссий на полях мероприятий Фонда.

Материал партнера: Фонд Росконгресс

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.