Онколог указала на особенности реабилитации пациентов с метастатическим раком
В 2022 году в России было выявлено более 600 тыс. случаев злокачественных новообразований, что на 8% выше, чем годом ранее. При этом четверть всех опухолей была диагностирована уже на четвертой, то есть последней, стадии. Реабилитация пациентов данной группы — важная составляющая комплексного подхода к лечению, направленного на повышение качества жизни и восстановление утраченных функций.
Согласно данным статистики, показатели выживаемости онкологических пациентов значительно выше на первых двух стадиях рака. «Это связано с тем, что чем раньше выявляется заболевание, тем менее агрессивным может быть его лечение, пояснила Александра Степанова. — При этом рак в третьей стадии — очень серьезный диагноз, который требует интенсивной терапии, однако при условии корректно подобранного лечения многие пациенты все же могут достичь ремиссии. На последней же стадии, когда опухоль метастазирует в другие органы, лечение направлено не на полное излечение рака, а на управление симптомами заболевания и улучшение качества жизни пациента в целом. Помочь в этом могут современные методы паллиативной терапии и реабилитации».
Традиционно паллиативная помощь предназначена для облегчения страданий в терминальной стадии болезни, рассказала специалист. Однако согласно рекомендациям ВОЗ от 2023 года, «важно интегрировать в паллиативную помощь элементы реабилитации, чтобы помочь пациентам не только снизить болевые ощущения, но и восстановить утраченные функции». «Такой подход позволяет пациентам не только бороться с болезнью, но и сохранять независимость, участвовать в жизненно важных процессах и в целом поддерживать «нормальность» своей жизни, — пояснила онколог. — В результате пациенты не только живут дольше, но и сохраняют активность и самостоятельность в повседневной жизни, а это очень важно как для них самих, так и для их близких».
По словам Александры Степановой, важный аспект в реабилитации — прицельная работа с нарушениями ряда функций организма, вызванных онкозаболеванием. «Для этого врач руководствуется Международной классификацией функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья (МКФ), которая помогает точно определить, какие именно функции организма пациента нарушены и какие конкретно меры следует предпринять для их восстановления, — подчеркнула она. — Эта классификация служит основой для разработки индивидуальных планов реабилитации, позволяя наиболее эффективно работать с каждым отдельным пациентом».
Пациенты с метастатическим раком могут столкнуться с рядом серьезных проблем, решение которых требует комплексного подхода, констатировала Александра Степанова. Среди них — интенсивный болевой синдром (66% случаев), выраженная одышка (54%) и тяжелый запор (56%), что значительно ухудшает качество жизни. Кроме того, 32% пациентов страдают от депрессии, что подчеркивает необходимость комплексного подхода в лечении, который включал бы терапию для поддержания не только физического, но и психоэмоционального состояния человека.
Важная особенность летальных исходов на поздних стадиях рака состоит в том, что большинство пациентов умирают не от метастазов, а от венозных тромбозов, что связано с ограниченной подвижностью и нарушением кровообращения, подчеркнула Александра Степанова. «Курение — ключевой фактор риска развития этих осложнений, однако далеко не все пациенты готовы отказаться от вредной привычки, — добавила врач. — В таких случаях, когда полный отказ невозможен, для пациента возможно модифицировать риск и рассмотреть для себя переход на менее вредные альтернативные способы потребления никотина. Например, на бездымные никотинсодержащие продукты, которые при использовании выделяют на 95% меньше вредных веществ по сравнению с обычными сигаретами, что снижает вредное воздействие токсичного табачного дыма на организм».
Реабилитация пациентов с метастатическим раком — важный элемент лечения, позволяющий значительно улучшить качество их жизни. «Паллиативная помощь должна быть комплексной и включать физическое, эмоциональное и социальное вмешательство, чтобы пациент мог прожить свою жизнь как можно более полноценно, даже несмотря на тяжелый диагноз, — резюмировала Александра Степанова. — И не последнее место в этом вопросе играет модификация факторов риска».