Онколог заявил о провале стратегии антитабачных запретов во Франции
Первый национальный план по борьбе и профилактике раковых заболеваний был принят во Франции по инициативе бывшего президента Жака Ширака в 2003 году и действовал до 2007 года. Как рассказал профессор Хаят, он отвечал за план борьбы с онкологическими заболеваниями, ключевым направлением которого было снижение уровня табакокурения в стране. Для этого были приняты стандартные меры, одобренные ВОЗ (аналогичные тем, что сейчас применяются в России), — увеличение стоимости пачки сигарет (с 3 до 5 евро), закон о запрете курения в общественных местах. В результате количество курильщиков действительно снизилось на 1,8 млн человек. «Но этих мер было недостаточно, — констатировал он. — К сожалению, через несколько лет многие вернулись к курению сигарет».
По его словам, около 64% курильщиков с уже диагностированным злокачественным новообразованием продолжают курить. «Данные ВОЗ показывают, что в мире курит порядка миллиарда человек, — сообщил специалист. — При этом у каждого восьмого из них развивается рак легких, что в числовом выражении означает до 80 млн случаев рака легких. И большинство из этих людей, к сожалению, погибнет».
В качестве аргумента французский онколог также привел данные российских коллег. По его словам, как в 1990-м, так и в 2019 году курение лидировало среди всех факторов риска развития злокачественных новообразований, в то время как алкоголь ушел на третью позицию, уступив место ожирению. «За это время были приняты многие меры для того, чтобы снизить распространенность табакокурения, — рассказал профессор. — Однако через 30 лет курение все еще является главной причиной смертности в России. Таким образом, в России антитабачные меры не сработали, как и во Франции. Я отвечал за этот проект, и я знаю, что он полностью провалился. Если мы хотим найти другой способ борьбы с табакокурением, вместо того чтобы требовать от пациентов бросить курить, нам нужно искать альтернативы».
Для тех, кто не мотивирован на отказ от табакокурения, онколог предложил обратить внимание на концепцию снижения вреда, которая предполагает переход с более опасных продуктов — сигарет — на менее вредные способы доставки никотина. «Таким образом, с одной стороны, мы пытаемся убедить людей отказаться от опасного для здоровья поведения, а с другой стороны, стараемся по крайней мере минимизировать его последствия», — пояснил он.
«Мы должны понимать, что люди курят ради дозы никотина, но умирают от продуктов горения табака, — добавил Давид Хаят. — Никотин — это химическое вещество, которое вызывает привыкание, но он не вызывает рак и не является канцерогеном. Так, в ВОЗ перечислен полный список канцерогенов в табачном дыме — однако никотин в нем не упоминается». Как объяснил профессор, в процессе табакокурения канцерогены начинают выделяться при нагревании табачного листа до температуры выше 350 градусов.
Давид Хаят привел данные систематического обзора и метаанализа оценки относительного риска никотиновой продукции: продукты, где отсутствует горение (включая жевательный табак, электронные сигареты, системы нагревания табака), по объединенному показателю риска составляют от 2 до 5% от такого показателя обычной сигареты. Профессор также подчеркнул, что опыт Великобритании и Японии показывает: рост продаж бездымной продукции приводит к последующему снижению продаж обычных сигарет.
«Проблема в том, что многие люди не верят или не знают о том, что они могут уменьшить риск, продолжая получать при этом никотин, — резюмировал профессор Хаят. — Табакокурение является ведущей причиной рака легких, и, конечно, идеально было бы полностью отказаться от этой вредной привычки. Однако отказаться от курения очень непросто, поэтому текущая стратегия, реализуемая под эгидой ВОЗ, не сработала».
Материал партнера: PMI Science