Представлен обзор аптечных продаж кардиотонических препаратов по итогам 2024 года

Относительно предыдущего года продажи выросли на 11% в стоимостном выражении и сократились на 4% в упаковках. Снижение продаж в натуральном выражении аналитики связывают с падением спроса на один из основных препаратов данный группы — «Боярышника настойку».
Кардиотонические препараты относятся к низкому ценовому сегменту. Одна упаковка препарата в аптеках в 2024 году в среднем обошлась потребителю в 87 рублей в розничных ценах.
По итогам 2024 года на аптечных полках можно было найти препараты, которые в совокупности производят 67 производителей, при этом только девять из них — иностранные. На TOP10 приходится порядка 84% стоимостного объема.
Кардиотонические препараты в основном относятся к безрецептурным средствам (77,5% от стоимостного объема), 81% не относится к ЖНВЛП.
Группа кардиотонических препаратов представлена 20 брендами, но основной объем приходится на два МНН: боярышника настойка (77% в упаковках) и дигоксин (14%). Боярышника настойку сейчас производят 50 производителей, дигоксин — 4 компании.
Лидером роста в группе по итогам 2024 года стала компания Renewal («ПФК Обновление»), показав динамику +60% в рублях и +25% в упаковках (также максимальный прирост из TOP10 по объему). Портфель кардиотонических препаратов Renewal состоит из МНН дигоксин и боярышника настойка.
Рейтинг производителей кардиотонических препаратов по приросту из TOP10 по стоимостному объему продаж, 2024 год
Рейтинг |
Производитель |
Доля, руб., 2024 г., % |
Прирост, упак., к 2023 г., % |
1 |
Renewal («ПФК Обновление») |
6,4 |
60,0 |
2 |
«Алвилс» |
6,1 |
38,6 |
3 |
«Самсон-Мед» |
3,7 |
31,8 |
4 |
«Флора Кавказа» |
7,7 |
30,2 |
5 |
Recordati Spa |
37,2 |
8,3 |
6 |
Gedeon Richter |
8,0 |
2,6 |
7 |
«Бэгриф» |
2,3 |
1,9 |
8 |
«Красногорсклексредства» |
2,9 |
-0,8 |
9 |
«Ивановская ФармФабрика» |
1,8 |
-3,1 |
10 |
«Гиппократ» |
12,2 |
-6,9 |
На втором месте по приросту компания «Алвилс», которая реализует в данной группе только боярышника настойку. На третьей позиции расположен питерский «Самсон-Мед» с МНН цитохром С.
Специфика конкурентной группы (низкая стоимость) влияет на каналы продвижения кардиотонических препаратов: доля онлайн-сегмента составляет около 10% (это ниже, чем в целом по лекарственным препаратам). Но, несмотря на это, продажи аптечного онлайна растут быстрее, чем офлайна: 15% против 10%.
Рейтинг производителей кардиотонических препаратов в онлайн по приросту из TOP10 по стоимостному объему продаж, 2024 год
Рейтинг |
Производитель |
Доля, руб., 2024 г., % |
Прирост, упак., к 2023 г., % |
Средневзвешенная цена, руб. |
1 |
Laboratoire Aguettant |
2,49 |
215,3 |
1 555,9 |
2 |
«Московский эндокринный завод» |
3,93 |
44,6 |
105,2 |
3 |
«Флора Кавказа» |
2,16 |
40,6 |
32,0 |
4 |
«Самсон-Мед» |
11,40 |
40,5 |
2 238,3 |
5 |
Renewal («ПФК Обновление») |
2,51 |
31,8 |
113,5 |
6 |
«Красногорсклексредства» |
2,12 |
14,7 |
117,6 |
7 |
«Гиппократ» |
7,15 |
11,0 |
32,6 |
8 |
Recordati |
47,68 |
7,7 |
521,6 |
9 |
Gedeon Richter |
4,62 |
-6,2 |
110,9 |
10 |
«Ивановская ФармФабрика» |
1,89 |
-27,8 |
38,9 |
Максимальные темпы роста в онлайн у компаний с высокой средневзвешенной стоимостью упаковки Laboratoire Aguettant и «Самсон-Мед», а также у компаний, которые активно занимаются продвижением — «Московский эндокринный завод» и Renewal.