Представлен обзор аптечных продаж настоек в 2024 году

12.02.2025
10:06
За 2024 год в фармацевтической рознице реализовано 64 млн флаконов настоек на сумму порядка 3,3 млрд руб., следует из данных Ежемесячного розничного аудита компании DSM Group фармацевтического рынка России. Относительно 2023 года объем продаж в рублях вырос на 3%, при этом в натуральном выражении была отмечена отрицательная динамика (-3,2%).
Фото: ru.123rf.com

Настойки относятся к бюджетным лекарственным средствам, что объясняет их востребованность. В среднем один флакон настойки в аптеке в 2024 году можно было приобрести за 51 руб., что на 6,4% выше, чем годом ранее. Эта группа средств представлена дженериками и не относится к Перечню ЖНВЛП.

В группе настоек наблюдается несколько производителей-лидеров, которые разделяют между собой большую часть рынка. Первое место удерживает отечественная компания из Ульяновской области «Гиппократ» (-5% к 2023 году). Из девяти брендов производителя ключевым остается успокоительное средство «Пустырник», реализация которого выросла на 13% (23 млн руб.) за год.

Вторая позиция у «Флоры Кавказа» (доля 18% в рублях): увеличение продаж на 30% производителю обеспечили седативные средства «Пион» (+84%) и «Валериана» (+36%), а также антисептическое и противовоспалительное средство «Календула» (+64%). Всего в ассортименте компании из Карачаево-Черкесской Республики шесть брендов. Средняя цена за упаковку менее 40 руб.

Производитель «ПФК Обновление» (доля 12% в рублях) из Новосибирской области в 2024 году занял третью строчку по стоимостному объему продаж. Компания показала высокую динамику — потребители аптек израсходовали на покупку настоек от Renewal на 26% больше средств, чем годом ранее. Это второе место по темпу прироста среди ведущих производителей настоек. Товарная линейка включает в себя семь брендов настоек с различным фармакотерапевтическим действием. Около 80% от оборота компании занимают седативные настойки растительного происхождения «Валериана» и «Пустырник» и антисептическая и противовоспалительная растительная настойка под маркой «Календула», которую можно применять наружно, местно и внутрь в зависимости от показаний к применению. Заметнее всего вырос спрос на следующие препараты: седативное средство «Пион» (+2891% относительно 2023 года), кардиотоническое средство «Боярышник» (+143%), стимулятор репарации тканей «Прополис» (+41%).

Самыми представленными на рынке настоек являются компании «Бэгриф» и «Тверская фармацевтическая фабрика» (не вошла в TOP10) — по 13 брендов, «Тульская фармацевтическая фабрика» и «Ярославская фармацевтическая фабрика» (не вошла в TOP10) — по 12 брендов.

TOP10 производителей настоек по стоимостному объему в 2024 году

Рейтинг

Производитель

Объем продаж, млн руб.

Доля, %

Прирост к 2023 году, %

1

«Гиппократ»

695,7

21

-5

2

«Флора Кавказа»

581,1

18

+30

3

«ПФК Обновление» (Renewal)

408,0

12

+26

4

«Тульская фармацевтическая фабрика»

344,8

11

-21

5

«Алвилс»

339,3

10

+14

6

«Ивановская фармацевтическая фабрика»

248,3

8

-9

7

«Бэгриф»

212,4

6

+8

8

«Московская фармацевтическая фабрика»

85,7

3

-8

9

«Эвалар»

80,1

2

-24

10

«Вифитех»

72,7

2

-11

У большинства ведущих производителей основную долю в обороте занимают настойки, оказывающие седативное действие. На эту фармакотерапевтическую группу приходится свыше половины от емкости аптечного рынка настоек. Сюда относятся настойки пустырника, валерианы и пиона. Также видимую долю в конкурентном окружении занимают кардиотонические препараты (настойки боярышника) и средства, оказывающие антисептическое и противовоспалительное действие (настойки календулы).

Соотношение продаж настоек по фармакотерапевтическим группам в 2024 году

01r.png (109 KB)

Компании
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.