Представлен обзор аптечных продаж препаратов фармакотерапевтической группы «Растворитель»
Препараты фармакотерапевтической группы «Растворитель» служат для приготовления инъекционных растворов. В списке два МНН: натрия хлорид и вода для инъекций. Выбор растворителя определяется основным лекарственным средством (в зависимости от того, какие требования налагает инструкция), перед тем как будет осуществлено его внутримышечное, внутривенное или подкожное введение.
Исходя из специфики препаратов группы «Растворитель», основным каналом потребления являются больницы, отметили аналитики. На закупки для нужд лечебно-профилактических учреждений приходится порядка 91% (по данным за 2023 год) в пересчете на литры. Всего же таких препаратов закупается порядка 104 млн л в год.
При этом если смотреть в денежном выражении, то видно, что потребитель активно участвует в формировании данного рынка — в деньгах на коммерческие продажи приходится 51,5% и в упаковках 60%. Таким образом, получается, что больницы формируют потребление за счет больших упаковок (от 0,5 л и выше), а в аптеках потребитель покупает чаще дозировку до 10 мл.
За последние 12 месяцев — с июля 2023 года по июнь 2024 года аптеки суммарно реализовали 43,9 млн упак. на сумму свыше 4 662 млн руб., посчитали в DSM Group. В сравнении с предыдущим аналогичным периодом продажи препаратов группы выросли: на 12,7% в рублях и на 3,4% в натуральном выражении.
Динамика объема продаж препаратов фармакотерапевтической группы «Растворитель»
Как и в закупках ЛПУ, в аптеках также наблюдается динамика перехода на более крупную упаковку. Поэтому если посмотреть на динамику группы «в литрах», то она выше динамики в упаковках. Такое изменение структуры потребления также объясняет рост средневзвешенной стоимости упаковки: за пять лет цена выросла почти в два раза с 53,4 руб. в 2019 году до 106,3 руб. по итогам июля 2023 года — июня 2024 года.
Самой продаваемой позицией в аптеках остается упаковка № 1 с объемом в 200 мл — на нее приходится 39% всех продаж в натуральном выражении. На втором месте с долей в 21% позиции, расфасованные по десять ампул дозировкой 5 мл. Крупные дозировки и упаковки в аптечных продажах составляют менее 4% от всех реализованных препаратов группы.
100% продаж группы занимают препараты из Перечня ЖНВЛП, цены на которые регулируются со стороны государства. «Растворители» не являются товарами свободного выбора в аптеках, так как отпускаются по рецепту врача.
Сегодня в формировании рынка препаратов группы «Растворитель» участвуют сорок производителей. Специфика позиций (а именно, в целом высокий тоннаж) влияет на то, что в основном весь реализуемый объем производится на территории России: 98% в рублях и упаковках приходится на отечественные компании.
Концентрация в группе довольно высокая: TOP10 производителей занимают 99% аптечных продаж, TOP3 производителя — 88%, а на продажи лидера приходится 61% стоимостного объема. При этом другие компании ведут активную политику, и структура потребления меняется.
В первом полугодии текущего года первое место по росту доли как в стоимостном, так и в натуральном выражении занимает российская компания Renewal («Обновление»): в рублях доля выросла на 3,7%, в упаковках — на 2,4%. У Renewal портфель по группе «Растворитель» включает восемь наименований: четыре позиции с МНН натрия хлорид и четыре позиции — вода для инъекций. Ассортиментный ряд представлен различными дозировками растворов, упакованными по десять или 100 ампул.
TOP10 производителей группы «Растворитель» по росту доли в первом полугодии 2024 года, руб.
Рейтинг |
Производитель |
Объем продаж, млн руб. |
Доля в руб., % |
Рост доли к I п/г 2023, % |
Прирост в руб. к I п/г 2023, % |
1 |
RENEWAL (ОБНОВЛЕНИЕ) |
523,6 |
22,4 |
3,7 |
36 |
2 |
ФАРМАСИНТЕЗ |
94,0 |
4,0 |
2,2 |
152 |
3 |
МУЛЬТИ ГРУПП КОНЦЕРН |
30,0 |
1,3 |
0,7 |
166 |
4 |
ДАЛЬХИМФАРМ |
43,0 |
1,8 |
0,6 |
72 |
5 |
B.BRAUN MELSUNGEN |
49,0 |
2,1 |
0,4 |
43 |
6 |
БЕЛФАРМПРОМ |
7,0 |
0,3 |
0,2 |
168 |
7 |
SUN PHARMACEUTICAL |
9,8 |
0,4 |
0,0 |
26 |
8 |
СЛАВЯНСКАЯ АПТЕКА |
15,9 |
0,7 |
0,0 |
19 |
9 |
МОСФАРМ |
116,8 |
5,0 |
-1,2 |
-8 |
10 |
ГРОТЕКС |
1 428,8 |
61,0 |
-6,3 |
3 |
Лидером же остается компания «Гротекс» несмотря на то, что обладает одним из самых низких темпов прироста. «Гротекс» имеет самый широкий ассортиментный ряд на данном рынке — 18 позиций. Структура продаж компании на 17% состоит из МНН вода для инъекций и на 83% из МНН натрия хлорид.