Представлен обзор аптечных продаж противовирусных препаратов по итогам 2023 года

29.02.2024
13:54
Согласно данным DSM Group, противовирусные препараты для системного применения входят в ТOP10 ключевых групп аптечного рынка лекарственных препаратов по стоимостному объему с долей 3,3% в рублях по итогам 2023 года. Этот класс лекарственных средств включает в себя не только препараты для лечения гриппа и ОРВИ, но также назначается и при других вирусных инфекциях, в том числе при герпетической инфекции, ветряной оспе, гепатите, ВИЧ и т.д.
Фото: freepik

Фактор сезонности играет основную роль в продажах анализируемой группы средств, так как во многом определяется уровнем заболеваемости ОРВИ. Как правило, в России спрос резко поднимается в осенне-зимний период, а вот летом объем потребления «проседает».

Сезонность продаж противовирусных препаратов, 2019—2023

01r.png (54 KB)

Впервые за последние четыре года емкость конкурентной группы сократилась (-14,1% к 2022 году). Самым удачным для противовирусных препаратов стал пандемийный 2020 год (+85,2%), когда объем реализации вырос в два раза. С 2020 по 2022 год объем потребления АТС J05 в аптеках превышал 100 млн упак. ежегодно. В 2023 году этот показатель упал до отметки в 94,2 млн упак. (-13,1% к 2022 году).

Динамика объема продаж противовирусных препаратов

02r.png (55 KB)

Таким образом, согласно данным ежемесячного розничного аудита фармацевтического рынка России DSM Group, в 2023 году аптеки реализовали противовирусных препаратов на сумму 47,4 млрд руб. в розничных ценах.

Более половины от реализованных аптеками упаковок занимают препараты со следующими действующими веществами: умифеновир, римантадин и ацикловир. Основные лекарственные формы в группе: таблетки (доля 58,8% в упаковках) и капсулы (34,4%).

Группа представлена по большей мере дженериками: 74 бренда относятся к дженериковым препаратам, 19 брендов — к оригинальным. За год структура рынка изменилась в пользу дженериков: их доля увеличилась на 10,3% в натуральном объеме и на 8,4% в стоимостном. Наибольший вес удерживают небрендированные позиции, отметили аналитики.

75,1% натурального объема продаж приходится на лекарственные препараты из списка ЖНВЛП и только 24,9% — на препараты, не входящие в перечень. Средневзвешенная розничная цена — 502,9 руб.

Препараты, произведенные на территории России, в последние пять лет занимают основной объем продаж. По итогам 2023 года доля локализованных лекарств в продажах препаратов для лечения вирусных инфекций составила 88,9% в натуральном выражении и 83,9% в денежном.

Самыми быстрорастущими производителями противовирусных лекарств по итогам 2023 года в упаковках стали отечественные компании «Фармасинтез» (+57,4% относительно 2022 года), Renewal («Обновление») (+45,5%) и «Озон» (+21,3%).

Первое место по приросту — у компании «Фармасинтез» (+57,4% в упак. и +59,3% в руб.). Несмотря на то, что портфель производителя включает в себя 11 брендов противовирусных средств, 99,2% продаж в натуральном эквиваленте занимает рецептурный препарат на основе осельтамивира, предназначенный для профилактики и лечения вирусов гриппа А и В у взрослых и детей старше одного года. Лекарственное средство выпускается в капсулах и в порошках для приготовления суспензии для приема внутрь. Семь брендов из ассортимента противовирусных средств предназначены для лечения ВИЧ-инфекции, два бренда — для лечения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), один бренд — для хронического вирусного гепатита В.

Renewal («Обновление») на второй строчке рейтинга с темпом прироста +45,5% к 2022 году. Если анализировать динамику в упаковках за последние четыре года, производитель демонстрирует самый высокий показатель совокупного среднегодового темпа роста (93%) из ТOP3. Ассортимент Renewal включает в себя три марки — рецептурный препарат на основе ацикловира для терапии инфекций, вызванных вирусом герпеса, ветряной оспы и опоясывающего лишая — он обеспечил положительную динамику производителю, потребление препарата за год увеличилось на 149,1%. Также в портфеле компании безрецептурные «Римантадин» для профилактики и лечения гриппа А у взрослых и детей старше семи лет; «Флогардин» для профилактики и лечения гриппа и ОРВИ, при герпетической инфекции. Все три препарата выпускаются в форме таблеток.

За четыре года номенклатурный ряд противовирусных средств компании «Озон» (+21,3%) увеличился в два раза: с шести брендов в 2019 году до 12 брендов в 2023 году. 85,6% продаж приходится на три ведущих бренда фирмы: «Римантадин» для лечения и профилактики гриппа А; «Умифеновир» для профилактики и лечения гриппа А и В, других ОРВИ, в комплексной терапии острых кишечных инфекций ротавирусной этиологии и рецидивирующей герпетической инфекции; «Тилорам» для профилактики и лечения гриппа и других ОРВИ, лечения герпетической инфекции.

Самые быстрорастущие производители противовирусных препаратов из ТOP15 по натуральному объему, 2023 год

03r.png (72 KB)

Компании
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.