Представлен обзор аптечных продаж противовирусных препаратов прямого действия за 2024 год

В среднем одна упаковка противовирусного средства в 2024 году стоила 551,3 рубля, что на 9,9% выше, чем годом ранее. Так как 71,3% натурального объема продаж занимают препараты из Перечня ЖНВЛП, цены на эту категорию лекарств регулируются со стороны государства. Поэтому закономерно, что средняя наценка в группе составляет 16%.
Основные действующие вещества в группе — умифеновир, римантадин, ацикловир, имидазолилэтанамид пентандиовой кислоты, тилорон и осельтамивир. Наибольший объем продаж в группе занимают лекарства в форме таблеток и капсул.
Преимущественно группа состоит из препаратов, которые отпускаются без рецепта, на рецептурные лекарства приходится 36% стоимостного объема.
Всего в 2024 году на аптечных полках было представлено 132 бренда противовирусных средств от 102 производителей (329 артикулов).
Большинство противовирусных препаратов производятся в России: 81,9% от объема продаж в рублях и 87,9% в упаковках. Практически все ключевые производители — отечественные. Только три из десяти ведущих компаний по количеству реализованных упаковок отметились положительной динамикой продаж.
Лидером по приросту из TOP10 компаний по объему в упаковках в группе противовирусных препаратов прямого действия в 2024 году стал производитель Renewal («ПФК Обновление»): +17,4% относительно 2023 года. В рублях Renewal демонстрирует прирост на 22,9% за год. Кроме того, за год расширился и ассортиментный лист производителя — с 3 до 5 брендов противовирусных средств. В 2024 году добавились следующие позиции: умифеновир в капсулах, предназначенный для профилактики и лечения гриппа А и В и других ОРВИ, применяемый в комплексной терапии герпетической и ротавирусной инфекции и для профилактики послеоперационных инфекционных осложнений; осельтамивир, который назначают для профилактики и лечения гриппа. Однако основную роль в положительной динамике производителя сыграли ключевые марки в таблетках: «Римантадин Реневал» (+41,1% к 2023 году в упаковках) для раннего лечения и профилактики гриппа А и ацикловир (+7,9%) при герпетической инфекции, ветряной оспе и опоясывающем герпесе.
На 14,1% относительно 2023 года увеличились продажи противовирусных средств компании «Биннофарм Групп» в натуральном выражении. В рублях прирост составил 27,3% год к году. Основной бренд компании — препарат «Кагоцел», используемый в качестве профилактического и лечебного средства при гриппе и других ОРВИ, а также при герпесе у взрослых, показал прирост продаж на 9,6% к 2023 году в упаковках. Заметно выросло потребление у марок «Тилорон-Алиум» (+251,7%) и «Римантадин Актитаб» (+47,8%).
На третьем месте по темпу прироста белорусский производитель «Лекфарм» (+2,9%) с препаратом на основе умифеновира.
Наиболее представлены в аптеках компании «Фармасинтез» — 23 бренда противовирусных препаратов, «Озон Фармацевтика» — 19 брендов, «Биннофарм Групп» — 7 брендов.