Представлен обзор препаратов для улучшения пищеварения на рынке электронной коммерции
Аналитики подробно рассмотрели данные по онлайн-продажам группы пищеварительных ферментных препаратов как одной из наиболее актуальных для осенне-зимнего сезона. Данная группа в аптеках отпускается без рецепта, поэтому доставка лекарств, способствующих пищеварению, доступна не только до аптеки, но и на дом.
Порядка 11% от оборота препаратов для улучшения пищеварения занимают онлайн-продажи. Суммарно за 10 месяцев аптеки реализовали онлайн 4,3 млн упаковок (+2,1% к январю—октябрю 2023 года) пищеварительных ферментов на сумму 1,5 млрд руб. (+21,9%). Средняя стоимость упаковки ферментов в онлайн-сегменте (354,9 руб. с НДС) выше, чем по аптечному рынку в целом (264 руб.).
В стоимостном выражении преимущество на стороне импортных препаратов, производство которых локализовано в России (доля 37,4%), — это марки «Креон» и «Мезим». В упаковках наибольший объем занимают отечественные лекарства (доля 47%). За год структура рынка изменилась в пользу российских препаратов: +2,9% в руб. и +1,7% в упаковках.
Структура продаж по степени локализации
Десять ключевых компаний из 22, представленных на рынке, показали существенный прирост к показателям прошлого года. Заметнее всего спрос вырос на препарат «Панкреатин» от компании «ПФК Обновление» (Renewal): на 80,1% в рублях и на 61,1% в упаковках по сравнению с 10 месяцами прошлого года. Renewal выпускает панкреатин в форме кишечнорастворимых таблеток, покрытых пленочной оболочкой, в двух дозировках — 10 и 20 тыс. ед. и в упаковках по 20 и 60 таблеток. Активнее всего в e-сom потребители стали приобретать препарат «Панкреатин 20000 тб кишечнорастворимые п/п/о 20000 ЕД № 20» (+124% в руб. и +99% в упак.).
На втором месте по приросту «Панкреатин» от индийской фармацевтической компании Sun Pharmaceutical Industries, реализация которого в онлайне выросла на 59,5% в денежном выражении и на 6,9% в упаковках. У компании в ассортименте представлен «Панкреатин 25 ЕД» и «Панкреатин Форте» (не дозируется) в кишечнорастворимых таблетках, покрытых пленочной оболочкой, в упаковках с объемом № 20 и 60. Заметнее всего спрос вырос на препарат в большой упаковке «Панкреатин Форте тб п/о № 60» (+391% в руб. и +303% в упак.).
Третье место у марки «Энтеросан» от производителя «Медминипром» (+35,9% в руб. и +13,4% в упак.). Бренд «Энтеросан» совпадает с активным веществом препарата, выпускается в капсулах с дозировкой 300 мг по 10 и 20 шт. Потребители отдают предпочтение большой упаковке.
Рейтинг производителей пищеварительных ферментов в онлайн-сегменте по приросту в рублях из TOP10 по стоимостному объему, I—X 2024
Рейтинг |
Производитель |
Прирост в руб., % |
Прирост в упак., % |
1 |
Обновление ПФК (Renewal) |
+80,1 |
+61,1 |
2 |
Sun Pharmaceutical Industries |
+59,5 |
+6,9 |
3 |
Медминипром |
+35,9 |
+13,4 |
4 |
Нижфарм |
+33,0 |
+28,6 |
5 |
Отисифарм |
+31,4 |
+13,9 |
6 |
Sanofi |
+30,6 |
+19,2 |
7 |
A.Menarini Industrie Farmaceutiche Riunite |
+27,0 |
+11,8 |
8 |
Тюменский химико-фармацевтический завод |
+24,3 |
+9,1 |
9 |
Abbott Laboratories |
+18,0 |
-0,2 |
10 |
Shreya Life Sciences |
+9,8 |
+2,5 |
В группе препаратов, способствующих пищеварению, нет большого разнообразия действующих веществ — всего 6 МНН, из которых более 80% продаж занимают лекарства на основе панкреатина, относящегося к перечню ЖНВЛП. Панкреатин выпускают 18 компаний. У производителей в ассортименте по одному бренду (за исключением «Фармстандарта» с препаратами «Панкреатин» и «Нормоэнзим»), поэтому рейтинг марок практически повторяет рейтинг компаний. В группе только один оригинальный препарат — «Креон» от Abbott Laboratories.