Рост в упаковках сохраняется в отдельных сегментах
В январе—августе 2024 года аптеки продали 3,21 млрд упаковок лекарств на 1 трлн руб., подсчитал «ФВ» по данным AlphaRM. По оценкам аналитиков, инфляция на лекарства составляет около 10%, а опережающий рост в рублях, скорее всего, связан с изменением структуры спроса — потребители предпочитают более крупные упаковки.
Как растут продажи
Продажи лекарств в аптеках за восемь месяцев текущего года превысили 1 трлн руб. Наибольший прирост в рублях был в феврале — 20% к февралю 2023 года, в январе и апреле было по 18%, а в мае и июле — по 17%. Наименьшая динамика была в августе — 11% к августу 2023 года.
В упаковках рост был только в феврале — он составил 1%, в январе и июле продажи в упаковках были такими же, что и в эти месяцы 2023 года. В остальные пять месяцев натуральные продажи снижались. Большее уменьшение было в мае и августе — на 4%.
Динамика продаж лекарств
Источник: AlphaRM, расчеты «ФВ»
На прошедшей конференции «Что происходит на фармрынке» генеральный директор AlphaRM Анна Ермолаева отметила, что инфляция на лекарства составляет около 10%, а отсутствие роста в упаковках связано с переориентацией покупателей на упаковки с большим количеством таблеток. Например, по данным AlphaRM, в январе—июле 2023 года доля упаковок с фасовкой 50—100 шт. была 31,7%, а за такой же период 2024 года она составила 32,5%.
Какие препараты растут в упаковках
Самой объемной на аптечном рынке остается группа ингибиторов АПФ, применяемых при сердечно-сосудистых заболеваниях. На втором месте противовоспалительные препараты, на третьем — средства от насморка. Из первой тройки рост только у противовоспалительных лекарств.
Источник: AlphaRM, расчеты «ФВ»
В основном эта группа представлена нестероидными противовоспалительными препаратами, которые пользуются большим спросом у населения. К ним относятся ибупрофен, нимесулид, диклофенак. Это самые популярные препараты, их доля в упаковках от всех других нестероидных противовоспалительных составляет 65,5%.
За восемь месяцев 2024 года продано 58,3 млн упак. ибупрофена, 35,5 млн упак. нимесулида, 20,3 млн — диклофенака. Из трех МНН в упаковках наибольший рост у нимесулида — на 12%, продажи ибупрофена не выросли, а диклофенака снизились на 7%.
Среди корпораций в упаковках лидируют Reckitt Benckiser и Dr. Reddy's Laboratories. В первой десятке пять российских компаний. Самый большой прирост демонстрируют ПФК «Обновление» и «Велфарм» на 84 и 38% соответственно.
Источник: AlphaRM, расчеты «ФВ»
В группе половых гормонов лидируют гормональные контрацептивы — 46% в общей сумме упаковок за восемь месяцев 2024 года, 24% приходится на гестагены, 17% — на гестагены и эстрогены в комбинации. Динамика контрацептивов в упаковках составила 5% к восьми месяцам 2023 года, гестогены выросли на 5%, гестагены и эстрогены в комбинации — на 16%.
В этих трех группах преобладают иностранные компании. В десятку попали только «Фармасинтез» и «Дальхимфарм». «Фармасинтез» недавно вышел в этот сегмент рынка, продажи в упаковках у него выросли в 3,4 раза. Рост «Дальхимфарма» составил 1%.
Еще одна группа с уверенным ростом в упаковках — урологические препараты. Здесь на 7% увеличились натуральные продажи препаратов для лечения урологических заболеваний, таких как спазмолитики, силденафил, тадалафил, комплексные растительные препараты, на 7% — антибиотиков, применяемых в урологии, на 12% — лекарств для лечения доброкачественной гипертрофии простаты. По продажам в упаковках в этих группах лидирует «Бионорика», на втором месте «Северная звезда», на третьем — «Фармэко».
Какие корпорации растут
Если в предыдущие два-три года российские компании росли быстрее иностранных, то сейчас ситуация выровнялась. В первой десятке по продажам в рублях прирост показывают как отечественные, так иностранные производители.
Источник: AlphaRM, расчеты «ФВ»
Даже борьба за первое место в рейтинге по приросту среди TOP30 развернулась между российской компанией и шведской. Тем не менее ПФК «Обновление» удалось обойти AstraZeneca на несколько десятых процента и с приростом на 39,2% выйти в лидеры.
В упаковках картина менее радужная. Здесь растут в основном российские производители. В первой десятке по объему продаж прирост показали четыре российских производителя «Солофарм» (+22%), ПФК «Обновление» (+20%), «Биннофарм Групп» (+7%) и «Озон» (+6%).
Однако среди лидеров по приросту в упаковках есть и иностранная компания.