Счетная палата предложила дополнительно проверять фармпроизводителей

27.12.2024
15:58
Счетная палата оценила эффективность госрегулирования цен на лекарства. По мнению аудиторов, есть потенциал для повышения эффективности в этой сфере. В частности, при расчете предельной отпускной цены предлагается проверять, соответствуют ли заявленные фармпроизводителем затраты фактическим.
Фото: 123rf.com

Счетная палата оценила результативность отдельных мер по государственному регулированию цен на лекарства в 2021–2023 годах. Аудиторы обнаружили, что производители включали в расходы завышающие расчетную предельную стоимость лекарства. Кроме того, предельные отпускные цены на лекарства из Перечня ЖНВЛП имеют признаки завышения. Об этом говорится в итоговом отчете Счетной палаты.

Что не так с расчетом предельной цены производителя

Аудиторы считают, что порядок расчета предельной отпускной цены на лекарственный препарат не предусматривает осуществление контроля за достоверностью и обоснованностью включенных производителем затрат в расчеты. Это создает возможность недостоверной информации и завышения предельной отпускной цены, в том числе за счет включения в отпускные цены производителей финансовых премий (бонусов) дистрибьюторам.

В отчете приводится пример такого случая. В декабре 2023 года Счетная палата Тюменской области представила в ФАС России заключение «о наличии нарушений в сфере бухгалтерского учета и иных нормативных правовых актах» в действиях ООО «Фармасинтез-Тюмень» при расчете предельной отпускной цены на препарат «Зифлукорт» (МНН флудрокортизон), который производитель представил для пересмотра цены при риске дефектуры в рамках постановления правительства № 1771.

«Фармасинтез-Тюмень» включила в годовую сумму расходов амортизацию, накопленную в прошлые периоды, что нарушает требования бухгалтерского учета и Налогового кодекса РФ. Минздрав на основании решения ФАС России отменил повышение цены на препарат, которая снизилась с 390 руб. за упаковку до 73,84 руб.

В связи с этим Счетная плата рекомендует ФАС подготовить необходимые поправки в законодательство, чтобы предусмотреть возможность проведения проверок по месту нахождения держателя или владельца регистрационного удостоверения.

По запросу Счетной палаты некоторые производители раскрыли размер бонусов дистрибьюторам за продвижение товаров. В 2021—2023 годах производители выплачивали от 0,03 млрд руб. в год до 8,31 млрд руб., размер бонусов составил от 0,08% от объема реализации до 23,29%. «Производители, отпуская дистрибьюторам (агентам) лекарственные препараты, в том числе из Перечня ЖНВЛП, предусматривают им бонусы (премии) в зависимости от объемов переданных на реализацию лекарств и выпускаемой продукции, что также имеет резервы для оптимизации предельной отпускной цены и свидетельствует о необъективности ее установления», – считают специалисты Счетной палаты.

По мнению аудиторов, снижение цен при закупках лекарств – это признак завышения предельной отпускной цены. Так, 42% закупок лекарственных препаратов из Перечня ЖНВЛП осуществлялись по цене ниже предельной отпускной цены, при этом среднее снижение стоимости закупок от предельной отпускной цены по этим закупкам составило 32,1%.

Особенности оптовых и розничных надбавок

В сопоставимых субъектах РФ предельные оптовые и розничные надбавки имеют одинаковый размер либо незначительные отличия. За последние годы наибольший объем лекарственных препаратов приобретался в ценовом сегменте от 900 руб. до 5 тыс. руб. При этом изменения в дифференциацию ценовых групп, применяемых при установлении предельных оптовых и розничных надбавок на лекарственные препараты из Перечня ЖНВЛП, не вносились.

По мнению Счетной палаты, это приводит к росту стоимости наиболее дорогих лекарственных препаратов из наивысшей ценовой группы («свыше 500 руб.»). В отчете нет пояснений на этот счет. Стоит отметить, что наценки на эту группу препаратов минимальны. Средняя оптовая надбавка — 11,28%, а для группы стоимостью от 100 до 500 руб. – 14,35%, в рознице 29,58 и 26,18% соответственно.

Только 27 регионов осуществляют региональный госконтроль по соблюдению при реализации лекарственных препаратов требований по применению цен (предельных размеров оптовых и розничных надбавок). Это свидетельствует о ненадлежащем исполнении регионами соответствующих полномочий, полагают аудиторы.

Что не так с госзакупками

Закупки лекарственных препаратов характеризуются низким уровнем конкуренции. Доля закупок у единственного поставщика (7,2%) и закупок, заключенных с единственным участником (79,2%), в 2021–2023 годах в совокупности составила 86,4%. Кроме того, 25 из 1308 поставщиков (2%) в совокупности поставили лекарственные препараты на 762,1 млрд из 1,4 трлн руб. (53%).

Контракты на поставку лекарственных препаратов заказчиками федерального уровня (федеральные учреждения) в 2023 году заключены по цене, на 4,8% превышающей средний уровень цен, это обусловлено в том числе незначительным объемом закупаемых лекарственных препаратов.

ФКУ «Федеральный центр планирования и лекарственного обеспечения» (ФЦПиЛО) закупает лекарственные препараты ниже среднего уровня цен. При этом Счетная палата указывает на необходимость повышения уровня конкуренции, в том числе за счет исключения ограничивающих конкуренцию условий. Например, начало поставки в день заключения контракта, высокий объем и стоимость контракта, существенное снижение от предельной отпускной цены.

Счетная палата констатировала, что использование в субъектах РФ централизованных закупок позволяет сократить бюджетные расходы. Однако только в 44 регионах внедрен механизм централизованных закупок лекарственных препаратов из Перечня ЖНВЛП, в 32 из которых централизация закупок привела к положительному экономическому эффекту (стоимость закупленных лекарственных препаратов оказалась на 4,2% ниже, чем их стоимость при самостоятельных закупках).

Нет комментариев

Комментариев: 1

Глотова Елена Юрьевна
Давно пора заняться этим вопросом.
Вы не можете оставлять комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.