Торговый сбор для московских аптек
В «подводных камнях» торговых сборов «Фармвестник» разбирался вместе с экспертами СРО «Ассоциация независимых аптек» Викторией Пресняковой и Светланой Воскобойник.
Почему торговый сбор действует только в столице
Положения о торговом сборе были введены в Налоговый кодекс ФЗ № 382 (от 29.11.2014). Согласно ему, в городах федерального значения: в Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе торговый сбор мог быть введен уже с 1 июля 2015 года. В муниципальных образованиях, не входящих в состав городов федерального значения, торговый сбор мог вводиться только после принятия соответствующего федерального закона.
Федеральный закон, позволяющий муниципальным органам воспользоваться правом введения торгового сбора на территории своих муниципальных образований, так и не принят. Сейчас из городов федерального значения торговый сбор пока введен только на территории Москвы.
Поскольку детали и нюансы администрирования сбора возложены на органы власти городов, вопрос, касающийся определения объекта, с которого должен уплачиваться сбор, закреплен в двух нормативных актах Москвы:
- Закон г. Москвы № 62 «О торговом сборе»;
- Постановление Правительства Москвы № 401 «О порядке сбора, обработки и передачи налоговым органам сведений об объектах обложения торговым сбором в городе Москве».
Что сказано в законе Москвы
В законе г. Москвы № 62 «О торговом сборе» используются такие расчетные единицы, как объект осуществления торговли и площадь торгового зала (в соответствии со ст. 415 НК РФ).
Аптечным организациям надо обратить внимание на категории:
- Объекты стационарной торговли, не имеющие торговых залов;
- Объекты стационарной торговли, имеющие торговые залы.
ВАЖНО! До недавнего времени Правила продажи отдельных видов товаров, утвержденные Постановлением Правительства РФ № 55, содержали прямой запрет на розничную торговлю лекарственными препаратами и медицинскими изделиями вне стационарных торговых объектов (п.4 Правил). Появление возможности реализации лекарств и медизделий дистанционным способом (Постановления Правительства РФ № 612, № 697) и изменение формулировки п.4 указанных Правил формально позволяют разместить аптечный пункт во временной конструкции. Однако надо помнить про Постановление Правительства РФ № 1081, где сказано, что лицензиат обязан иметь в наличии помещения и оборудование, принадлежащие ему на праве собственности или на ином законном основании, необходимые для выполнения работ (услуг), которые составляют фармацевтическую деятельность, соответствующие установленным требованиям. В соответствии со ст. 130 ГК РФ строение, не являющееся недвижимостью, не подлежит государственной регистрации. Следовательно временная конструкция не подлежит госрегистрации, а это означает, что лицензиат не будет обладать помещением ни на праве собственности, ни на основании договора аренды (субаренды).
|
Для объектов стационарной торговли, не имеющих торговых залов, и объектов стационарной торговли, имеющих торговые залы до 50 кв. м, расчетной единицей является объект осуществления торговли.
Для торговых залов, превышающих 50 кв. м, расчетная единица устанавливается – 1 кв. м площади торгового зала.
Сумма сбора определяется плательщиком самостоятельно для каждого объекта обложения как произведение ставки сбора и фактического значения физической характеристики соответствующего объекта осуществления торговли, например площади торгового зала (ст.417 НК РФ).
Поскольку многие аптечные организации применяют ЕНВД, то при расчете торгового сбора они прежде всего используют определения, содержащиеся в Налоговом кодексе. Так, ст. 346.27 НК РФ (также 346.43 НК РФ) говорит, что площадью торгового зала является:
- часть магазина, павильона, занятая оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, проведения денежных расчетов и обслуживания покупателей,
- площадь контрольно-кассовых узлов и кассовых кабин,
- площадь рабочих мест обслуживающего персонала, а также площадь проходов для покупателей.
К площади торгового зала относится также арендуемая часть площади торгового зала. |
Площадь торгового зала определяется на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов. К таким документам Налоговый кодекс предлагает относить любые имеющиеся у организации или индивидуального предпринимателя документы на объект торговли, содержащие необходимую информацию о назначении, конструктивных особенностях и планировке помещений такого объекта, а также информацию, подтверждающую право пользования данным объектом (договор купли-продажи нежилого помещения, технический паспорт на нежилое помещение, планы, схемы, экспликации, договор аренды (субаренды) нежилого помещения или его части (частей) и другие документы.
Особенности Постановления Москвы
Однако Постановление Правительства Москвы № 401 предлагает свое видение ситуации.
Согласно ему отличие объектов стационарной торговли, имеющих торговые залы, от объектов, не имеющих торговые залы, заключается в том, какое количество организаций (ИП) присутствует в помещении (п.1.5.2, 1.6.3 Порядка).
Иными словами:
- Если в нежилом помещении, используемом «для продажи товара и прохода покупателей и оснащенном оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов», присутствует одна организация или один ИП, то это объект, имеющий торговый зал.
- Если в помещении, предназначенном и используемом для того же самого, присутствует несколько организаций, то это уже объект стационарной торговли, не имеющий торгового зала.
Соответственно, каждый из присутствующих в помещении хозяйствующих субъектов становится самостоятельным плательщиком сбора с объекта, не имеющего торгового зала.
Если вернуться к закону № 62 (ст. 2), где установлены ставки торгового сбора, то, например, в ЦАО сбор с объекта, не имеющего торгового зала, составит 81 тыс. руб., а с объекта с торговым залом до 50 кв. м – 60 тыс. руб.
На практике получается, что если аптека, пытаясь выжить в непростой экономической ситуации, захочет сдать в аренду часть площади, например для продажи ортопедических изделий, сохраняя при этом торговый зал, согласно установкам НК РФ, она в соответствии с Постановлением № 401-ПП автоматически попадает в категорию объекта стационарной торговли, не имеющего торгового зала, и ставка сбора также автоматически увеличивается.
«Хотелось бы обратить внимание, что глава 33 НК РФ наделяет органы власти городов федерального значения только правом определять дифференцированные ставки сбора в пределах, установленных НК. А также льготы, основания и порядок их применения. Применение норм постановления № 401-ПП, не соответствующих НК РФ, к сожалению, имеет весьма негативные последствия для аптечных организаций, которые сегодня существуют на грани рентабельности», – отмечают в СРО «Ассоциация независимых аптек».
Нет комментариев
Комментариев: 0