В аптеку с проверкой нагрянули «общественники»

30.07.2020
08:42
В аптеку часто приходят с проверками разные общественные организации. Каковы полномочия таких организаций по инспектированию аптек?


Действительно, в последнее время участились посещения аптечных организаций так называемыми «общественниками». К сожалению, поведение таких проверяющих часто выходит за рамки, разрешенные законом. Представители этих организаций могут нанести вред деятельности аптеки (прервать процесс отпуска лекарств, своими комментариями создать организации антирекламу и т.п.). Для минимизации рисков посещения «общественниками» сотрудникам аптеки необходимо четко знать свои права и обязанности, а также полномочия общественных проверяющих.

Законы и право на проверки

Функционирование системы общественного контроля в общем виде установлено ФЗ № 212 «Об основах общественного контроля в Российской Федерации». Но этот документ распространяется на осуществление общественного контроля за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия.

Перекликается с указанным законом и Федеральный закон № 82 (ред. от 02.12.2019) «Об общественных объединениях», с помощью которого граждане реализуют свое право на объединения в целях защиты своих прав и законных интересов.

  • Важно, что оба эти закона не наделяют общественные объединения граждан правом проводить какие-либо проверки коммерческих организаций.

Федеральным законом об общественных объединениях установлено, что осуществлять полномочия, не указанные в законе, таким организациям можно только в случаях прямого указания на эти полномочия в федеральных законах об отдельных видах общественных объединений.

К такому отдельному виду общественного объединения можно отнести организации по защите прав потребителей, которые в соответствии с нормами ФЗ № 2300-1 (ред. от 03.07.2016) «О защите прав потребителей» могут осуществлять общественный контроль за соблюдением прав потребителей при оказании услуг коммерческими организациями.

Требуйте документы

Уполномоченным по защите прав предпринимателей в регионах часто приходится сталкиваться с жалобами представителей малого и среднего бизнеса на неправомерные действия участников общественного контроля.

  • Одна из общих рекомендаций — запрос на ознакомление с уставом общественной организации, от имени которой пришли с проверкой в аптеку.

С юридической точки зрения такая рекомендация не лишена смысла, поскольку в соответствии с ФЗ № 82 общественное объединение обязано иметь устав, содержащий цели создания (ст. 20) и наделяющий своих членов определенными правами. Поэтому в уставе организации, представитель которой пришел с проверкой в аптеку, должно быть указано в качестве одной из уставных целей, например, «защита прав граждан при приобретении товаров (работ, услуг) ненадлежащего качества».

Кроме того, не мешает запросить и документы, подтверждающие полномочия самих проверяющих (распоряжение руководства организации на проведение проверки по жалобе и т.п.).

Что не могут делать «общественники»

В соответствии с «Законом о защите прав потребителей» и «Руководством по добросовестной практике для организаций по защите прав потребителей» (ГОСТ Р 54888-2011, дата введения 2013-01-01) общественные объединения потребителей вправе проверять соблюдение прав потребителей и правил торгового, бытового и иных видов обслуживания, составлять акты о выявленных нарушениях и направлять их для рассмотрения в уполномоченные органы государственной власти.

Общественные контролеры не вправе подменять собой государственные контрольные органы. Их проверки не должны записываться в журнал проверок, который ведется согласно требованиям ФЗ № 294 (ред. от 01.04.2020) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». В соответствии с п.12.1.3. «Руководства» информирование собственника коммерческого предприятия (аптеки) о выявленном нарушении представителем общественности может быть осуществлено путем составления записи в книге жалоб и предложений.

Общественные проверяющие не имеют право:

  • требовать от сотрудников аптеки подписи составленного ими акта;
  • выносить предписания об устранении нарушений;
  • требовать оплаты штрафа.

Проверки «общественников» должны ограничиваться только торговым залом аптеки, а требования предоставления сведений и документов — объемом, определяемым законодательством для отдельного потребителя (п.12.1.1 Руководства).

На основе практики проведения общественными организациями проверок аптек составлена таблица примерных вопросов, которые вправе проверить «общественники», и тех требований, которые являются незаконными.

НЕ ВПРАВЕ

ВПРАВЕ

  • требовать предъявления трудовых договоров с работниками и их медицинских книжек;
  • проверять соблюдение санитарных правил и норм вне торгового зала аптеки;
  • проверять наличие документов об образовании работников, санитарно-эпидемиологических заключений, заключений по пожарной безопасности и т.п.;
  • проверять правильность применения контрольно-кассовых машин;
  • проверять наличие и порядок ведения журнала учета мероприятий по контролю;
  • требовать ознакомления с учредительными и иными документами (финансовыми, бухгалтерскими) организации;
  • входить в иные, кроме торгового зала, помещения организации без разрешения должностных лиц организации;
  • осуществлять контрольные закупки.
  • проверять наличие и доступность обязательной информации об объекте проверки (режиме его работы, предлагаемых товарах, работах, услугах);
  • проверять наличие, доступность и правильность оформления книги отзывов и предложений;
  • проверять правильность оформления ценников;
  • проверять выдачу кассовых и/или товарных чеков, квитанций;
  • проверять возможность в наглядной и доступной форме ознакомления потребителей с правилами торговли или соответствующего вида обслуживания;
  • проверять соблюдение порядка размещения товаров (недопущение соседства несовместимых товаров);
  • проверять возможность ознакомления потребителя со свойствами товара с демонстрацией его действия (если это не исключено ввиду характера товара и не противоречит правилам, принятым в розничной торговле);
  • проверять предоставление потребителю любой информации, касающейся приобретаемого товара.

Добавим, Роспотребнадзор неоднократно высказывал мнение, что «общественный надзор» чрезмерно увлечен контрольными функциями, зачастую реализуемыми с превышением полномочий. Он часто выражается в неправильном определении предмета проверки, попытках квалификации тех или иных событий по нормам законодательства, не относящегося к законодательству о защите прав потребителей, что, безусловно, дискредитирует в целом общественное потребительское движение (Письма № 0100/4938-05-32 от 29.06.2005,  № 01/14810-0-32 от 15.10.2010).

Виктория Преснякова, Светлана Воскобойник. СРО «Ассоциация независимых аптек»

Нет комментариев

Комментариев: 0

Вы не можете оставлять комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.