Эксперты: для эффективного развития онкологической помощи необходим инструмент софинансирования
Результаты исследования представил директор Центра исследований экономики и управления в здравоохранении московской школы управления «Сколково» Юрий Крестинский (на фото). Оно посвящено социальным ожиданиям, повышению профессионализма, формированию целевой модели организационной структуры и вопросам финансирования онкологической помощи. В настоящее время проект перешел к пятому этапу – выработке комплексных предложений органам государственной власти.
Юрий Крестинский отметил положительную динамику заболеваемости и смертности в онкологии: «Указы президента в части смертности от онкологических заболеваний более-менее выполняются, но в то же время Россия серьезно отстает от мировых показателей по диагностике и лечению злокачественных новообразований (ЗНО). Мы стагнируем с точки зрения финансирования онкологической помощи, хотя сейчас появилась надежда на серьезный рост. По-прежнему в структуре лечения преобладает хирургия, тогда как развитым странам свойственна комбинированная терапия».
Потребность в онкологической помощи растет: население стареет, улучшается выявляемость рака.
В качестве тормозящего фактора, помимо недостаточного финансирования, эксперт назвал отсутствие комплексной государственной программы по онкологии: «Мы все понимаем, что принять ее можно было в середине 2017 года, но по ряду политических и экономических причин это было перенесено на середину 2018 года».
Исследование показало, что по-прежнему львиную долю затрат здравоохранения несет на себе население, уровень жизни которого снижается.
«Примерно 70% затрат на лекарства несут на себе граждане, прежде всего в рамках амбулаторного лечения, по всем же параметрам здравоохранения финансовая нагрузка на население составляет порядка 35%, — отметил г-н Крестинский. — При том, что общий уровень здравоохранения далек от той картины, которая мало-мальски могла бы удовлетворять потребностям».
Эксперт выразил надежду, что послание президента в части онкологической помощи станет реальным толчком к принятию национальной онкологической программы, которая, по словам г-на Крестинского, должна быть представлена к обсуждению до конца апреля.
Он также отметил наличие потребности в принятии клинических рекомендаций, которые должны стать основой для стандартов оказания медицинской помощи и ключевым звеном национальной стратегии.
Оценка экономического ущерба по методике Всемирной организации здравоохранения дает цифры на порядок больше, чем расчеты Министерства финансов РФ. Так, по оценкам Минфина прямые потери ВВП в текущем году от рака легкого в России составили 13,1 млрд рублей, тогда как по оценкам ВОЗ – 181 млрд рублей. В связи с этим авторы исследования предлагают при оценке ущерба и эффективности в здравоохранении руководствоваться методологией ВОЗ.
Стратегия по онкологии и стратегия развития ядерной медицины – две большие шестеренки в вопросах онкологической помощи, отметил советник генерального директора ФГБУ «НМИЦ радиологии» и заместитель председателя профильной Комиссии по онкологии Минздрава РФ Дмитрий Борисов.
Люди, принимающие бюджетные решения, оценивают эффективность вложений в здравоохранение только по количеству спасенных жизней, заметил он.
«У нас не хватает этих цифр. Минздрав должен подготовить проект тарифа, который устраивал бы, в том числе, частных инвесторов», — рассказал Д. Борисов.
Так, по его словам, государство не готово вкладывать во все протонные центры бюджетные средства – ему было бы проще обеспечить инвестиционный климат. Это касается не только тяжелого медоборудования, но и лекарственного обеспечения. Тем более что эффективных дорогостоящих лекарств в онкологии – единицы, единодушно заметили участники заседания.
Нет комментариев
Комментариев: 0