На Россию больше не смотрят, как на рынок сбыта
В чистом поле
Место проведения было выбрано не случайно, ведь именно на базе «Сколково» российские ученые и бизнесмены приглашали к сотрудничеству французских партнеров. Сейчас в инновационном центре ведутся строительные работы и готовых зданий не так много. Так что поверить в то, что это именно то место, где будет вестись бурная инновационная деятельность, пока трудно.
Тем не менее «Сколково» уже есть, что предъявить сегодня. Как рассказал директор Центра предпринимательства и инноваций, профессор Сколковского института науки и технологий (Сколтех) Илья Дубинский, Сколтех создан как совокупность нескольких проектов. Первоначально возникало много вопросов по интеллектуальной собственности, как будут осуществляться денежные потоки. И уже сейчас организация готова делиться своим опытом.
«Мы пробуем программы, которые позволят со временем изменить ситуацию в российской науке в лучшую сторону, – говорит Илья Дубинский. – Сама наука претензий не вызывает. Претензии вызывает эффективность применения изобретений. С 2001 по 2017 г. в РФ выдано почти 37 тыс. патентов. При этом заключено 68 сделок».
Именно поэтому Сколтех предлагает программу трансляционных исследований. Как правило, лабораторное изобретение не готово к воплощению в продукт. Чтобы это произошло, университеты должны начать диалог с индустрией.
«Мы выбираем научные команды и заставляем их разговаривать с индустрией, думать, что еще надо сделать, домерить, досинтезировать. Мы финансируем эти экспериментальные работы, чтобы довести технологию до состояния патента», – делится профессор Сколтеха.
Еще одна программа – центр трансфера технологий плюс. В таких центрах должны быть люди, которые смогут продать патент, которые понимают индустрию и ученых. Участники проектов Сколтеха подали заявки на патент на 15 изобретений, сейчас уже пять одобрено и четыре получили лицензий.
«Это капля в море в масштабах всей России, но это наработка навыков. И мы готовы ими делиться», – заключает г-н Дубинский.
Иностранцы верят
В свою очередь начальник департамента здравоохранения Business France Ольга Тарасова подтвердила, что все усилия российского государства не напрасны.
«Если раньше мы просто приводили французские компании и они продавали здесь свои разработки, то сейчас мы пошли дальше, мы создаем связи между французскими и российскими компаниями, исследователями, госорганами, которые бы способствовали развитию бизнеса, видим не просто Россию как рынок сбыта, но и как страну с высоким исследовательским потенциалом, и прежде всего это касается биотехнологий, фармацевтической промышленности», – сказала она.
Основатель, управляющий партнер МАРЧМОНТ Capital Partners, вице-президент Нижегородского госуниверситета Кедрик Уйат, который работает в России более двадцати лет, также видит, что Россия нацелилась на инновации: «Я видел студента, который 25 лет назад купил «Нижфарм», это была компания-банкрот. В 1994 г. она стоила 50 тыс. долл., а в 2004 г. завод был продан за 125 млн долл. Тогда речь шла о брендированных дженериках. Но постепенно в России развиваются инновации».
По словам инвестиционного директора RBV Capital Павла Морозов, объемы венчурных сделок в области фармацевтики невелики. Как правило, горизонты венчурного финансирования в фармацевтике начинаются от поздних доклинических исследований до конца второй фазы.
Небольшое количество сделок свидетельствует о том, что Россия все-таки еще в самом начале пути инновационного развития. Этот рынок, если, конечно, можно его так назвать, разрознен. Доступ к ресурсам институтов развития имеют не все. Как рассказал «ФВ» представитель одной небольшой компании, занимающейся организацией клинических исследований, их попытки попасть в какой-либо кластер в качестве сервисной компании успехом пока не увенчались.
Нет комментариев
Комментариев: 0