Российской фарме нужен госзаказ
Нас там ждут?
Партнер, руководитель группы по работе с компаниями медико-биологических наук и здравоохранения в СНГ компании «Делойт» Олег Березин, констатировал, что большинство представителей российских фармацевтических компаний оценивают будущее позитивно. Это показал опрос, проведенный «Делойт». «Как правило, ожидания субъекта экономической деятельности влияют на результат», – отметил Олег Березин.
Президент компании «Активный компонент» Александр Семенов согласился, что перспективы у российской фармы действительно есть. Отечественные компании могут занимать определенные ниши как в России, так и за рубежом.
«Мы работаем с российскими заводами, но расти дальше темпами 50-60% в год будет сложно, поэтому надо выходить за рубеж. Что мы и делаем», – рассказал он.
Но ждут ли российскую продукцию за рубежом? По словам Александра Семенова, отечественные товары вполне конкурентоспособны, если они качественные, если у них приемлемая цена и если производитель готов будет гарантировать необходимый объем.
Конечно, никто за рубежом не раскрыл объятий для российской фармы. По словам президента компании «Нанолек» Владимира Христенко, необходимо иметь какое-либо преимущество. Это могут быть цены, это может быть скорость разработки, желание рискнуть. Он привел пример корейской компании, разработавшей и первой зарегистрировавшей в Европе биоаналог препарата для лечения ревматоидного артрита. На клинические исследования было потрачено 300 млн долл., но они могли закончиться неудачей, да и с допуском на рынок биоаналогов в Европе еще не все просто, однако корейцы рискнули, и у них получилось.
Александр Семенов добавил, что помощь государства при развитии экспорта тоже не будет лишней. Он напомнил, что правительства Китая и Индии серьезно стимулировали локальные компании выходить на внешние рынки.
Нужны горизонты
Владимир Христенко обратил внимание, что неплохо бы обеспечить доступ как к внешним, так и к локальному рынку, так как инновации необходимо окупать. Минпромторг делает все возможное, но необходимо, чтобы в общую стратегию включался и Минздрав.
Заместитель генерального директор АРФП Елена Масловская отметила, что Министерство здравоохранения – это не только государственный заказчик, но и орган федеральной власти, который проводит государственную политику в сфере обращения лекарственных средств.
«Мы сейчас разрабатываем вакцину от папилломавирусов, на это у нас уйдет десять лет, однако мы не уверены, включат ли прививку в Национальный календарь и будут ли вакцину закупать в будущем», – рассказал Владимир Христенко. Он посетовал, что пока главный госзаказчик не может дать ориентиры на долгосрочное планирование для отрасли. Елена Масловская согласилась: «Нам нужна эволюция в фармотрасли, чтобы мы понимали, что нас ждет через 3-5 лет, а не чтобы завтра проснулись и удивились».
Впрочем, несмотря на все барьеры и затруднения, отечественная фарма готова сегодня вкладывать средства в собственное развитие. Так как, по словам президента «Нанолека», есть уверенность, что рано или поздно процесс будет налажен и отрасль сможет достичь целей, поставленных программой «Фарма 2020».
Нет комментариев
Комментариев: 0