Российскому рынку вакцин есть куда расти
Не в последних рядах
ВОЗ подсчитала, что на сегодняшний день 18,7 млн детей грудного возраста – почти каждый пятый ребенок в мире – все еще не проходят регулярную иммунизацию против предотвратимых болезней, таких как дифтерит, коклюш и столбняк.
Россия в этом плане давно вышла на новый уровень. Самые основные традиционные прививки в нашей стране детям ставятся. Более того, Министерство здравоохранения уже рассматривает расширение контингента для иммунизации от известных, но, увы, еще не исчезнувших инфекций.
«Одно из направлений совершенствования Нацкалендаря – расширение возрастной группы лиц, которые подлежат вакцинации против кори. Это как граждане, имеющие определенные показания по здоровью, так и лица, имеющие показания по социальному статусу, те люди, которые работают с большим контингентом населения: врачи, учителя, работники торговли. Мы сейчас вносим изменения в Национальный календарь, где поднимаем возрастной порог охвата иммунизацией против этой инфекции с 35 до 55 лет», – заявил на пресс-конференции 27 апреля заместитель министра здравоохранения Сергей Краевой.
Старые новые напасти
С другой стороны, наша страна постепенно намерена включать в Нацкалендарь вакцинацию от других болезней. Как известно, с 2015 г. в России повсеместно введена прививка от пневмококковой инфекции. Минздрав выбрал для этого 13-валентную вакцину и тем самым простимулировал локализацию производства препарата в России. Именно после включения пневмококковой инфекции Pfizer впервые решил производить свои продукты в России на мощностях российской компании «Петровакс Фарм».
Кстати, у партнеров есть шанс нарастить продажи этой вакцины в России. «Мы рассматривает вопрос по расширению вакцинации от пневмококковой инфекции. С экспертным сообществом обсуждаем это, выслушиваем их предложения об увеличении возраста иммунизации детей до 5 лет и возможности охвата этой прививкой группы 55-60 лет, особенно лиц, страдающих хроническими заболеваниями», – рассказал Сергей Краевой.
Правда, для этого, по его словам, Минздраву необходимо предоставить очень хорошее обоснование. Об экономической эффективности прививок от опасных заболеваний свидетельствует пример директора Научно-исследовательского института детских инфекций ФМБА России Юрия Лобзина. Он рассказал, что в минувший сезон в институте было 13 детей с менингококковой инфекцией. Она одна из самых тяжелых. Летальность составляет примерно 10%, а инвалидизация - 30%. «Внедрение современных технологий позволяет спасать детей. Из 13 нам удалось спасти 11. Но у двоих детей были ампутированы голени. Это была вынужденная мера, мы спасли им жизнь. Оба ребенка получили протезы, они социально адаптированы, бегают. Но это все в нашем стационаре потребовало около миллиона рублей, на последующее хирургическое лечение, реабилитацию тоже пошли деньги, всего, мы подсчитали, примерно 23 миллиона рублей», – сообщил г-н Лобзин. В то время как иммунизация одного ребенка обходится всего в несколько тысяч рублей.
Дело в количестве
В развитых странах, таких как США, Великобритания, Германия, прививка от менигококковой инфекции входит в Нацкалендарь. Кроме того, в числе обязательных в этих странах вакцинирование от ротавирусной инфекции вируса папилломы человека. Если врачам все-таки удастся убедить правительство, что Россия должна догонять другие страны, то у отечественных фармпроизводителей появится надежда на расширение отечественного рынка вакцин.
При вводе новых вакцин необходимо обратить внимание на охват иммунизацией населения. Как говорит главный внештатный эпидемиолог, зав. кафедрой эпидемиологии и доказательной медицины Первого МГМУ им. И.М. Сеченова Николай Брико, защищает не вакцина, а охват вакцинацией.
Кстати, новая прививка от пневмококковой инфекции внедрялась непросто. «За первые 6 месяцев 2015 года охват прививками был 25%, к концу года вышли на показатель 81,2%. Но он должен быть 95%. Не все регионы представили планы по вакцинации от пневмококковой инфекции на 2016 год. Есть некое лукавство со стороны некоторых субъектов Федерации – есть план, но без численности детского населения», – привел факты Николай Брико.
На весь Нацкалендарь прививок ежегодно Минздрав тратит около 11 млрд руб. И чтобы убедить Минфин в увеличении ассигнований, необходимо хорошо поработать не только над экономическими расчетами, но, наверное, также продемонстрировать успешный предыдущий опыт по внедрению новой инфекции в календарь прививок.
Нет комментариев
Комментариев: 0