«Все сильно неоднозначно». На заседании РАФМ кризис искали, находили и теряли
В качестве темы последнего в этом сезоне заседания Российской ассоциации фармацевтического маркетинга (РАФМ) 25 июня были заявлены кризисные изменения в структуре потребления, выявить наличие или отсутствие которых должны были такие индикаторы, как переход с дорогих на более дешевые лекарства, с безрецептурных — на рецептурные, с оригинальных — на дженериковые, с импортных — на отечественные. Однако об этих вещах участникам рынка как раз договориться не удалось — с одними и теми же фактами на руках они приходили к противоположным выводам. Хотя кризис явно обнаружился под другим углом (падение натуральных продаж, замедление темпов роста рынка от месяца к месяцу и пр.), предположения, всегда осторожные, о ближайшем будущем фармрынка также разошлись диаметрально — от второй волны кризиса до начала подъема осенью. Сам факт таких расхождений можно трактовать как верный признак кризиса, посчитали некоторые участники. Но и с этим мнением согласились не все.
«Возможно, что-то произошло, а возможно, и нет»
«Возможно, что-то произошло, а возможно, и нет. Кто-то видел, а кто-то не встречал. Говорят, что кризис, но кто-то почувствовал, а кто-то — нет», — отметил модератор Сергей Шуляк, открывая последний в этом сезоне «круглый стол» РАФМ, посвященный кризисным изменениям в структуре потребления на фармрынке, и передал слово своей коллеге, директору отдела розничного аудита DSM Group Юлии Нечаевой.
Сначала г-жа Нечаева констатировала, что, если смотреть на темпы роста рынка, то никакого кризиса и нет вовсе: за пять месяцев 2009 г. коммерческий сектор ГЛС в рублях вырос аж на 30% (в 2008 г. за этот же период показатель был 22%, в 2007 г. — 10%). А потом предложила поискать кризис более прицельно, сегментировав рынок по различным показателям.
Исходные гипотезы были простыми: в кризис люди должны покупать более дешевые препараты, меньше тратить средств на самолечение и профилактику, т.е. на безрецептурные препараты, а также перейти с импортных на отечественные и с оригинальных на дженериковые ЛС. Однако ни одна из гипотез не выдержала проверки данными DSM. Доля дешевых ЛС из ценовой категории до 50 руб. с января 2008 г. держится на уровне 21%. Такая же динамика наблюдается во всех остальных ценовых сегментах. Несмотря на то что в апреле-мае доля безрецептурных препаратов действительно упала, это не влияние кризиса, а традиционный сезонный спад. Соотношение потребления отечественных и импортных препаратов, а также оригинальных и дженериковых препаратов остал...
Нет комментариев
Комментариев: 0