Александр Филиппов: «Мы проигрываем борьбу с маркетплейсами»

09.04.2024
Работать на аптечном рынке становится сложнее — давит конкуренция, снижается доходность. Что станет ключевым фактором в этой борьбе, как удерживать сотрудников, какая выручка тянет аптеку на дно и что поможет конкурировать с маркетплейсами — об этом в интервью «ФВ» рассказал глава аптечной сети «Ригла» Александр Филиппов.
Фото: из личного архива Александра Филиппова

О переменах в рознице

— Какие изменения переживает сейчас аптечный рынок?

— Первое — мы вышли из зоны гиперпотребления, связанного с пандемией и геополитическими событиями. Игроки должны перестроиться и перестать надеяться, что очередная волна инфекции закроет внутреннюю проблематику сетей. Время, когда ты мог быть на гребне волны благодаря внешним обстоятельствам, прошло. На первый план выходит конкуренция за персонал и, как следствие, за клиента.

Второе — мы проигрываем борьбу с маркетплейсами. 

Из-за ухода части аптечной продукции на онлайн-площадки по итогам года розница потеряла около 250 млрд руб. 

На большую часть лекарств наценка невысокая, поэтому возникает вопрос: чем заменить выпадающие доходы, как удерживать персонал, стоимость которого при дефиците кадров растет? Логично дать возможность аптеке торговать незапрещенным ассортиментом — тем же лечебным питанием, товарами ЗОЖ, БАД, парафармацевтикой. К сожалению, пока регуляторы наши предложения не слышат. Возражения законодателей о том, что, работая с более широким ассортиментом, фармспециалист может что-то перепутать, звучит странно — это примерно как запретить продуктовому ритейлу торговать уксусом, вдруг его с чем-то перепутают? На самом деле это лоббирование интересов маркетплейсов.  

— А какие товары, по-вашему, надо включить в ассортимент аптек?

— Аптека должна торговать самым широким набором полезных товаров. Непонятно, почему ей нельзя продавать батарейки, которые нужны для работы тонометра, или питьевую воду?

Продуктовому ритейлу ничего не запрещено. В чем же тогда провинились аптеки, если по классификатору ОКВЭД они относятся к сфере торговли? Нам приводят аргумент, что аптеки — часть системы здравоохранения. Хорошо, но тогда нужен другой код ОКВЭД, и мы будем понимать, в какой зоне находимся.

Пока этот вопрос не решен, маркетплейсы будут забирать у нас все больший объем рынка, и этот процесс будет только нарастать. Обратите внимание, что в большинстве аптек вы не найдете теперь отдельные товары — маникюрные ножницы, пустышки, детские бутылочки. Это еще один показатель проигранной конкурентной борьбы маркетплейсам.

— Можно ли сказать, что аптеки полностью освоили работу с системой МДЛП?

— Сейчас государство может прослеживать все движения лекарственных средств с помощью системы мониторинга, но с точки зрения ее работы в аптеке по-прежнему наблюдаются сложности. Они связаны с новыми реалиями: когда аптека выполняет функции ПВЗ и...

Полный текст доступен только подписчикам

Нет комментариев

Комментариев: 0

Вы не можете оставлять комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.