Диагностический провал

Обзор аптечных продаж основных групп изделий медицинского назначения по итогам девяти месяцев 2023 года

07.11.2023
Продажи основных групп медизделий в аптеках снизились по итогам января—сентября 2023 года. Например, по сравнению с аналогичным периодом 2022 года спрос на презервативы снизился на 6,8% в рублях, на предметы ухода за больными — на 6,3%. Больше всего уменьшились продажи диагностических средств — на 16,9%.

Изделия медицинского назначения (ИМН) занимают второе место после БАД в нелекарственном ассортименте аптек с долей 33,3% от розничного оборота в рублях. К данной категории относятся зарегистрированные в установленном законодательством порядке инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях. Помимо масок, перчаток, бинтов, шприцов, презервативов группа ИМН включает диагностические тесты, моче- и калоприемники, катетеры, зонды, небулайзеры, аспираторы и др.

В обзоре приведены наиболее крупные группы медизделий (рис. 1). Подгруппа «Изделия медицинского назначения» внутри сегмента ИМН включает более 100 типов товаров (пипетки, перчатки, солевые растворы), поэтому отдельно в обзоре не рассматривается.

18-1.jpg (58 KB)

Специфика ИМН такова, что в большинстве случаев они могут реализовываться не только в аптеках, поэтому в последние годы аптечный сегмент конкурирует за потребителя с другими точками продаж. Особенно популярен у покупателя стал онлайн, так как позволяет зачастую выбрать необходимое по более низкой цене. В результате у многих групп наблюдается отрицательная динамика в обороте.

Диагностические приборы и средства

Самая востребованная у потребителей группа медизделий, приобретаемая в аптеках, — диагностические приборы и средства. По итогам 9 месяцев 2023 года аптеки продали 28,8 млн упаковок, что ниже аналогичного показателя прошлого года на 9,5%. Объем продаж в стоимостном выражении также снизился на 16,9%, в результате чего емкость группы составила 16,9 млрд руб.

В январе—сентябре 2023 года лидерами рейтинга продаж в рублях стали тест-полоски для глюкометра (доля 39,8% в руб.), тонометры (30,7%) и тесты на беременность (11,7%) (табл. 1). В натуральном выражении другое распределение групп-лидеров: на первой строчке — тесты на беременность (доля 49,5% в упак.), на второй — тест-полоски для глюкометра (20,1%), замыкают тройку лидеров термометры (15,9%) (табл. 2).

19-1.jpg (133 KB)

19-2.jpg (132 KB)

Семь ведущих типов диагностических приборов и средств продемонстрировали падение продаж в денежном выражении при сравнении с девятью месяцами 2022 года. Максимальный темп снижения показали тесты для определения COVID-19 (-87% в руб. и -74,9% в упак.), что связано со значительным сниж...

Полный текст доступен только подписчикам

Нет комментариев

Комментариев: 0

Вы не можете оставлять комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.