Год Шрёдингера

Рейтинг российских аптечных сетей по итогам I—III кварталов 2018 года

15.01.2019
Показательная иллюстрация к состоянию российского розничного рынка — в 2018 г. его активно покидали иностранные ритейлеры. Эту череду возглавила финская «К-Раута», затем последовал немецкий Media Markt, под занавес прошлого года из России решила уйти франко-британская Castorama. Эти примеры, разумеется, далеки от фармацевтической розницы, но макроэкономическая ситуация для всех общая, и, увы, она не оптимистична.

Выхода нет

Уходили не все. Немецкая Metro Cash & Carry решилась на отчаянный шаг — сеть начала выдавать карты клиента всем желающим; ранее такой привилегией обладали только сотрудники юрлиц, заключивших с супермаркетом соглашение. Это противоречит первоначальной бизнес-модели сети: на всех рынках она ориентирована на сегмент HoReCa (обеспечение товаром отелей, ресторанов и кафе). Однако сокращение выручки российского подразделения заставляет принимать нестандартные решения — привлекать розничных клиентов.

Согласно данным Росстата, с января по ноябрь 2018 г. реальные располагаемые доходы населения выросли по отношению к аналогичному периоду 2017 г. на 0,4%. Если учесть, что в январе 2017 г. пенсионерам единовременно выплачивалось по 5 тыс. руб., то окажется, что реальные доходы населения за период не росли, а сократились на 0,1%.

Оборот розничной торговли за тот же период вырос на 2,6%; казалось бы, динамика вдвое лучше, чем по итогам 2017 г. Но, если учесть, что в 2015—2016 гг. рынок упал практически на 15%, эта динамика выглядит слабым утешением.

Даже такой поверхностный взгляд на состояние российской экономики объясняет поведение ритейлеров, свернувших работу в России. Компании, занимающие небольшую рыночную долю, осознают, что развиваться на высококонкурентном рынке в сложных экономических условиях невозможно. Торговые точки всех трех ритейлеров, сошедших с дистанции в 2018 г., влились в состав других розничных сетей. Магазины «К-Раута» выкупил Leroy Merlin; Media Markt продал активы российской группе «Сафмар» (торговые марки «М-Видео» и «Эльдорадо»); судьба Castorama пока неизвестна, но интерес к покупке проявляли практически все крупные российские продавцы товаров для дома.

Лекарства — это товары экстренного спроса, но, несмотря на данный факт, российский фармрынок в 2018 г. находился в узком интервале между падением и стагнацией. Объем потреб­ления ЛП либо сокращался, в частности ОТС-продукции, либо переформатировался. В рецептурной категории повышался спрос на экономичные упаковки, с большим содержанием разовых доз. Инфляция на протяжении всего 2018 г. держалась на рекордно низких значениях: за январь—ноябрь...

Для чтения статей необходимо авторизоваться
Вам необходимо войти в свой аккаунт, либо зарегистрировать новый.
Войти

Нет комментариев

Комментариев: 0

Вы не можете оставлять комментарии
Пожалуйста, авторизуйтесь
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.