Искусство отказа
Аптекарь (А): Многие сотрудники очень страдают от того, что не умеют отказывать начальству или коллегам. Как научиться говорить «нет» так, чтобы не испортить отношения с руководителем и сохранить уважение коллег?
Светлана Захарова (С.З.): Для начала нужно осознать, что умение отказывать – это не врожденное качество, а важный поведенческий навык, которым необходимо овладеть. Чаще всего такие затруднения испытывают люди с низкой самооценкой – они подсознательно стремятся доказать окружающим свою необходимость и лояльность. Но как при наличии, так и при отсутствии проблем с самооценкой отказывать коллегам или начальству нужно правильно. Категорическое «нет» (прямой отказ) на работе лучше не использовать – он может показаться слишком грубым и даже агрессивным, поэтому к такому отказу следует прибегать только в самых крайних случаях: если нарушаются ваши права. Во всех остальных случаях лучше использовать более вежливые способы отклонить чье-то предложение.
А: Как лучше сформулировать отказ?
С.З.: Это зависит от того, кому именно вы хотите сказать «нет» – своему руководителю, коллеге или подчиненному. Самым деликатным способом отказа будет вдумчивое и неторопливое «нет»: не торопитесь с ответом, сделайте паузу и скажите что-то типа «я подумаю и отвечу вам позже». Во время этой паузы хорошо обдумайте свой ответ и подберите правильные слова, чтобы не обидеть собеседника.
А: Как подобрать эти правильные слова?
С.З.: Объясняя свой отказ, старайтесь говор...
Нет комментариев
Комментариев: 0